Provipstroy.ru

Строительный Мастер Provipstroy.ru
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пайка алюминиевого радиатора

Пайка алюминиевого радиатора

Автор: Игорь

Дата: 09.01.2017

  • Статья
  • Фото
  • Видео

Существует несколько основных способов соединения металлов, которые применяются для ремонта различных изделий. Одним из них является пайка, который позволяет относительно просто и доступно заделать трещины, дыры и сколы в различных местах. Радиаторы нередко выходят из строя из-за мелких неполадок, связанных с целостностью корпуса. С учетом сложности их конструкции и относительно небольшой толщины металла, заделывать дыры сваркой не всегда удобно. В данном случае, пайка алюминиевого радиатора оказывается наиболее подходящим методом.

Пайка алюминиевого радиатора

Как и в случае со сваркой, алюминий сложно поддается спаиванию, что вызывает ряд сложностей во время ремонта. Современные технологии призваны помочь решить данную проблему. Для этого выпускаются новые виды припоев, более совершенное оборудование, узкоспециализированные флюсы и разрабатываются новые техники. Все это в комплексе необходимо знать специалисту, занимающемуся пайкой.

Сделать все можно и в домашних условиях, не обращаясь к специалисту. Для этого нужно иметь опыт работы с такими материалами, так как новичкам далеко не всегда удастся достичь результатов высокого качества.

Спаиваемость алюминия

Пайка алюминиевых радиаторов автомобилей относится далеко не к самым легким процедурам. Виною тому сложности, которые вызваны свойствами спаиваемости металла. Рабочая температура здесь относительно невысокая, так что для этого используются легкоплавкие припои. Это приводит к тому, что соединение получается не очень прочным. Слабое воздействие температур затрудняет проникновение вещества в структуру основного металла, что ухудшает соединение.

Главная сложность пайки алюминия и его сплавов состоит в образовании оксидной пленки. В отличие от температуры плавления самого металла, пленка плавится при более чем 2 тысячах градусов Цельсия. Таким образом, расплавить ее невозможно при пайке. Она затрудняет получение качественного соединения. Второй сложностью является скорость образования пленки, так как даже после очистки она может появиться через несколько секунд, что требует применения дополнительных растворителей. Металл в расплавленном виде сильно растекается. Это же касается и припоев с его содержанием, так что сложно формировать валик шва во время ремонтного процесса.

Трудности пайки алюминиевых радиаторов

Пайка алюминиевого радиатора паяльником осложняется формой самого изделия. В зависимости от того где случилась поломка, место может быт труднодоступным, обладать поверхностью предрасполагаемой к растеканию металла и так далее. Осложняется все и высокой активностью металла, приводящей к окислам. При разогревании алюминия до нужной температура очень сложно отследить, как хорошо он прогрелся, так как металл почти не меняет цвет в этой время. Это может привести к переплавлению основного металла.

Способы пайки алюминиевых радиаторов

Существует два основных типа пайки, использующегося при работе с алюминиевыми радиаторами. Первым является использование паяльника, что более доступно, но менее эффективно и удобно. Второй способ – пайка алюминия газовой горелкой дает более эффективный результат, но обходится дороже, а также далеко не у всех имеется соответствующая техника, так как она имеет относительно высокую стоимость.

Пайка алюминиевого радиатора газовой горелкой

В качестве флюса при каждом из способов могут использовать в качестве припоя:

  • Кадмий;
  • Олово;
  • Висмут;
  • Цинк;
  • Комбинированный флюс;
  • Специализированные марки для алюминия.

Подготовка к пайке

Пайка алюминиевого радиатора охлаждения начинается с подготовительного процесса. В первую очередь следует заняться поверхностью основного металла. Здесь идет механическая обработка, чтобы снять частички грязи, пыли и прочих ненужных элементов. После этого следует обработать все растворителем. Это может быть бензин, ацетон или что-либо схожее. Эти процедуры должны помочь избавиться от оксидной пленки.

Пайка алюминиевого радиатора автомобиля требует правильного выбора флюса. Если его требуется приготовить самостоятельно, то это следует сделать еще до разогрева металла. В ином случае нужно просто подготовить его на рабочем месте, чтобы удобно было пользоваться.

Пошаговая инструкция по пайке

Когда все подготовительные процедуры завершены, то можно приступать к нанесению флюса на поверхность основного металла. флюсом нужно покрыть практически всю поверхность пайки. Это требуется сделать для того, чтобы максимально изолировать от влияния кислорода из воздуха, так как он приводит к появлению сложно разрушаемых оксидов. Если флюс не жидкий и работа ведется паяльником, то его нужно предварительно расплавить перед нанесением. При использовании газовой горелки его можно плавить уже на основном металле.

Желательно сделать промежуток между подготовительными операциями и основной пайкой как можно меньшим.»

После этого берется небольшая часть припоя и наносится на поверхность под температурным воздействием. Расплавленный металл будет сильно растекаться, так что нужно действовать аккуратно и не брать слишком много припоя. Нанесение нужно делать аккуратными круговыми движениями, равномерно распределяя количество материала по всей поверхности. Он должен распространиться не только на проблемном месте, но и захватить близлежащую область.

Пайка алюминиевого радиатора оловом и прочими видами припоев может иметь свои отличительные нюансы, но принцип проведения процедур практически всегда одинаковый. Сложности вызывают крупные сколы и дыры. Их приходится запаивать в несколько проходов. Понемногу на край поверхности наносится металл припоя. Он остывает и после этого наносится еще один слой, постепенно заволакивая все отверстие. Проблема состоит в том, что припой имеет более низкую температуру плавления, чем основной металл и может быстро расплавиться.

Таблица режимов пайки

У каждого припоя есть своя температура плавления, что заставляет мастера подбирать свои температурные режимы для каждого из них. Здесь приведены основные используемые марки:

Чем заклеить алюминиевый радиатор автомобиля и его пластмассовые части

Современные радиаторы в абсолютном большинстве изготавливаются из алюминия и пластмассы. Это идеальное сочетание для выполнения главной задачи – отвода тепла. Но в силу своего расположения, мелкое препятствие или залетевший камень могут вывести такой важный элемент системы из строя.

Что в таком случае делать, рассмотрим ниже.

Как найти трещину или место неисправности радиатора

Когда трещина совсем маленькая, обнаружить место протечки антифриза можно элементарным осмотром на предмет источника потеков. Сильные повреждения также легко обнаруживаются на глаз.

Если первичным осмотром выявить место протечки не получается, опытные мастера делают следующее:

  1. С патрубков снимают хомуты и демонтируют радиатор.
  2. Берут камеру от велосипеда или автомобиля, вырезают кусок так, чтобы ниппель был посередине.
  3. Патрубки плотно затрамбовывают тряпками.
  4. Потом через горловину наливают воду и закрывают вырезанной камерой, чтобы ниппель был посередине. Для удобства можно надеть хомут.
  5. Подсоединяется насос и качается воздух.
  6. Создаваемое внутри давление начнет вытеснять воду из трещины.

Если место течи совсем маленькое, лучше дополнительно пометить ее маркером. После этого вытащить тряпки и слить воду. Остается только определиться с методом ремонта.

Внутренний ремонт радиатора химическим средством

Большинство специалистов не рекомендуют прибегать к данному способу. Тем не менее, когда нужно срочно ехать, а антифриз течет по асфальту, выбора особо и не остается.

Кстати, метод сработает только с незначительными трещинами. Если в радиаторе торчит камень, то все дела придется отменить.

Учитывая, что все химические средства работают по принципу давно проверенного дедовского способа, то будет проще обратиться к первоисточнику.

Еще в советские времена, когда китайская химическая промышленность не обращала внимания на проблемы автолюбителей, приходил на помощь горчичный порошок. Он засыпается в горловину (при включенном двигателе). Так как жидкость в радиаторе горячая, он разбухает и заполняет трещину.

Если горчица не внушает доверия, в автомагазине можно купить специальное для этих целей средство.

Называются они по-разному: порошковый восстановитель, герметик для радиатора и т.п. Но, как уже говорилось, лучше использовать другие способы, потому что, как и где осядет порошок точно не предсказать, а забить несколько трубок он может с легкостью.

Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто

Вернемся к снятому радиатору. Если течь образовалась в пластиковой части, то считай пол дела сделано. Осталось подготовить поверхность, сбегать в магазин за специальным клеем или холодной сваркой.

Подготовка поверхности

Здесь никаких космических технологий применять не нужно. Просто надо удалить всю грязь и сверху протереть спиртом. Водка также подойдет. Главное, нужно помнить, что пластик тут очень тонкий и много силы прикладывать не стоит, иначе трещина может пойти дальше.

Использование клеящего вещества

Веществ для работ с пластиком в магазинах великое множество. Все они примерно одинаковые, так что заморачиваться с выбором не стоит, единственное, стоит обратить внимание, чтобы на нем было написано, что клей устойчив к воздействию агрессивных химических соединений.

Технология работы также описана в инструкции к средству максимально подробно. Однако, стоит заметить, что, если пробоина достаточно большая или где-то затерялся кусочек корпуса, понадобятся дополнительные манипуляции. Например, некоторые наносят клей в несколько этапов, потихоньку наращивая утраченную часть.

Большинство специалистов так делать не рекомендуют. Лучше найти кусок мягкого пластика и постараться засунуть его во внутрь трещины или приложить сверху и уже следом обклеивать это дело со всех сторон. Своеобразная латка.

Обычно такие составы стоят не меньше 1000 рублей, так что стоит задуматься, целесообразен такой ремонт или проще поменять деталь полностью.

Как пользоваться холодной сваркой

Чаще всего для этих целей, конечно, берется холодная сварка. Работать с ней гораздо проще и внешне результат больше внушает доверия.

Достаточно выдавить густую пасту на трещину и равномерно распределить любым плоским предметом (некоторые используют ватные палочки).

В случае, если трещина большая. Лучше сначала нанести клеевую основу, наращенную поэтапно, а сверху закрепить результат холодной сваркой.

Как запаять алюминиевый радиатор

Если с трещиной в пластике справится любой желающий, то с пайкой дело обстоит сложнее. В первую очередь, проблему составляет наличие необходимого инструмента.

Для пайки нужен сильный паяльник, который работает на температурах в 250 градусов. Плюс нужна паяльная лампа для предварительного прогрева металла и специальный флюс для работ с алюминием. Поэтому для такой операции лучше привлечь специалиста.

Пайка

В случае, если такой паяльник и лампа есть под рукой, остается раздобыть флюс, который не будет давать алюминию взаимодействовать с кислородом. Для этих целей лучше обратиться в магазин радиолюбителей. У них он уже приготовлен, остается только нанести.

При желании сэкономить, можно сделать его самостоятельно из канифоли и металлических опилок (поточить ненужную железку напильником). Пропорция 1:2.

Также нужно дополнительно подготовить припой из меди, цинка и кремния, пассатижи, мелкозернистую наждачную бумагу, ацетон.

Радиатор нужно хорошо вымыть и высушить. После, порядок действий следующий:

  1. Зачистить место с трещиной наждачной бумагой.
  2. Следом обезжирить (без фанатизма).
  3. Хорошо разогреть место пайки. В это же время включить паяльник, чтобы он сразу был готов к работе.
  4. Аккуратно и равномерно нанести флюс на место трещины.
  5. Еще слегка прогреть его сверху.
  6. Ввести припой в зону флюса и произвести пайку круговыми движениями, при этом лучше вести паяльник от себя.
Читать еще:  Заделать текущую трубу: подробные инструкции

Как заявляют мастера, использование обозначенного выше флюса делает зону пайки намного тверже самого алюминия.

Меры безопасности

Не стоит забывать, что используемые при пайке материалы при нагревании выделяют токсичные соединения, поэтому ремонтные работы нужно производить под вытяжкой или на улице. Наличие перчаток строго обязательно.

Специалисты не рекомендуют заниматься пайкой радиатора в месте подсоединения патрубков, так как из-за нагрузки при эксплуатации, такой ремонт не будет долговечным.

Резюмируя вышесказанное, получается, что исправить течь радиатора можно самостоятельно, используя клеевые вещества и холодную сварку для трещин на пластиковых элементах и пайку, в случае пробоя алюминиевых деталей.

Перед началом ремонта следует оценить материальные затраты, на случай, если покупка всех необходимых материалов будет составлять значимую стоимость новой детали.

Как устранить свищ в металлической или пластиковой трубе

Свищ или отверстие в трубе, через которое наружу вытекает вода — проблема почти всегда неожиданная и требующее немедленного устранения, особенно, если точечная деформация трубы возникает в напорных системах ГВС. Струя горячей воды, фонтанирующей из поврежденной трубы под сильным давлением, способна испортить отделку квартиры, мебель, стать причиной ожогов и травм.

Причины появления свища

Основной причиной прорыва трубы считается точечная коррозия. Внешне появление проблемы можно заметить еще до того, как появится свищ. Коррозионные наросты на стенках трубы, когда под вздувшейся краской появляются бугры из ржавчины — это сигнал к тому, что в любой момент трубу может прорвать.

Процесс коррозии развивается наиболее быстро в межсезонье, когда температура воздуха находится в пределах +150 С. Трубопроводы из металла разъедает ржавчина и в стенке трубы появляется сквозное отверстие, через которое вытекает вода.

Основная причина появления свища в пластиковых трубах — некачественное соединение, кроме того пластик слабо противостоит механическому воздействию.

Что делать

Если вода бьет ключом, рекомендуется менять систему или ее часть незамедлительно, все попытки решить проблему другими методами могут носить лишь временный характер.

Если струйка небольшая, течь можно устранить, заделав отверстие, предварительно отключив подачу воды. Осушив систему, проще определить размер отверстия. Для этого следует зачистить место протечки наждачной бумагой, удалив слой краски и ржавчины.

Прежде чем приступать к устранению проблемы, необходимо обезжирить поверхность ацетоном или бензином.

Обратите внимание! Зачистка и обезжиривание важный этап ремонта, если этим пренебречь и попытаться заделать отверстие по необработанной неровной поверхности, максимальной герметичности добиться сложно, и через некоторое время проблема снова даст о себе знать.

Очистив и обезжирив поверхность можно оценить характер отверстия и его размер, и выбрать наиболее правильный способ ремонта.

Как заделать свищ в трубе своими руками

Небольшое отверстие или трещина на трубопроводе, из которого бьет фонтанчик, называется свищ на трубе. В этой ситуации, чтобы до прихода слесаря не затопить свою и нижнюю квартиру необходимо принять меры по устранению утечки. Быстро заменить поврежденный участок не получится, но на период подготовки к ремонту можно самостоятельно закрыть свищ временной заплатой.

Причины образования свища

На пластиковых трубах дефекты образуются из-за некачественного выполнения соединений и скачков давления. На металлических трубопроводах свищи появляются из-за разъедания стенок точечной коррозией. Особенно активно процесс протекает в системах отопления и горячего водоснабжения (ГВС), из которых спускают воду после окончания отопительного сезона. К наиболее уязвимым местам относят:

  • резьбовые и сварные соединения;
  • места ответвлений;
  • стыки между секциями батарей отопления;
  • участки трубопроводов, к которым прилагается механическое воздействие.

Чтобы неприятность не застала врасплох, нужно регулярно протирать проблемные места туалетной бумагой. Если она намокает ― готовиться к устранению протечки. Определить где вскоре появится свищ в трубе, можно также при визуальном осмотре по вздувшейся краске, которая отслаивается в месте образования коррозии. Однако отдирать ржавчину сразу не следует, так как неизвестно какого размера дефект под ней скрывается.

Как устранить свищ в металлической трубе

При появлении свища на трубе отопления нужно незамедлительно звонить в управляющую компанию или аварийную службу. Только их работники имеют право перекрывать стояки по подъездам. До прибытия слесарей под струйку воды нужно поставить ведро или таз. Маленькое отверстие можно заткнуть спичкой или зубочисткой. Чтобы заделать свищ на трубопроводе холодной или горячей воды самостоятельно, перекрывают краны перед счетчиками расхода. К устранению протечки канализации можно приступать сразу после обнаружения. Способы заделки свища выбирают в зависимости от размера повреждения и состояния трубопровода.

Прежде, чем приступить к ремонту трубопровода, необходимо перекрыть краны перед счетчиками расхода.

При помощи болта

Чтобы заделать свищ, необходимо:

  • дрелью рассверлить место протечки до диаметра болта;
  • метчиком нарезать резьбу;
  • вкрутить болт.

Способ непригоден для ремонта ветхих трубопроводов, так как нарезать резьбу на изношенных стенках не получится. Из-за раскрашивания металла размер повреждения увеличится. Если дрели и метчика нет, можно использовать саморез с концом в виде перьевого сверла.

Клеевой бандаж

Этим способом заделывают протяженные трещины. Ремонт выполняют в следующем порядке:

  • окружность трубы в зоне утечки очищают от краски и коррозии;
  • поверхность обезжиривают ацетоном или бензином;
  • из стеклоткани вырезают ленту шириной на треть больше размера свища и длиной равной 6 — 8 окружностям трубы;
  • одну сторону стеклоткани покрывают эпоксидным клеем;
  • подготовленную полосу с натягом, чтобы не образовались зазоры, наматывают на трубу;
  • бандаж закрепляют хомутом.

В теплом помещении клей высохнет за сутки, не обогреваемом через 4 дня. При отсутствии одного или обоих материалов стеклоткань можно заменить медицинским бинтом, а клей цементным раствором. Однако, при ремонте старых трубопроводов следует учитывать, что цементный бандаж увеличивает механическую нагрузку. Поэтому, после подачи воды под давлением возможен разрыв магистрали. При отсутствии нужных материалов мелкие трещины заматывают бинтом, засыпая соль между слоями. После растворения получается корка, способная выдержать давление воды.

Бандаж из резины и хомута

Способ используют, когда нужно быстро устранить утечку. Заплатку шириной больше размера свища и длиной 3/4 от окружности трубы вырезают из камеры от автомобильных или велосипедных колес, резиновой перчатки или сапога. Ремонт выполняют в следующей последовательности:

  • место установки бандажа очищают от краски и ржавчины;
  • разобранный хомут устанавливают на трубу, затем собирают, наживив зажимной винт;
  • резиновой прокладкой закрывают свищ, заводя ее под хомут;
  • затягивают винт до упора.

Длинную трещину заделывают широкой прокладкой и двумя хомутами. Устранение небольшого свища на трубе холодной воды можно проводить без перекрытия линии.

Холодная сварка

Холодной сваркой называют состав из двух компонентов, который можно купить в магазине стройматериалов. Используют для временного ремонта труб и емкостей. Отверстие заделывают в следующем порядке:

  • полностью сливают воду;
  • дрелью удаляют истончившиеся участки металла;
  • поврежденное место очищают от грязи, затем обезжиривают;
  • когда поверхность металла высохнет, отверстие замазывают холодной сваркой.

Состав затвердеет через 10 — 15 минут. Холодной сваркой не рекомендуют ремонтировать трубы с горячей водой, так как она быстро разрушается при высокой температуре. Работу нужно выполнять в резиновых перчатках, чтобы состав не попал на кожу. Если уберечься не удалось, холодную сварку удаляют ватным тампоном, смоченном в ацетоне с последующим намыливанием и промыванием теплой водой.

Холодной сваркой не рекомендуют ремонтировать трубы с горячей водой, так как она быстро разрушается при высокой температуре.

Ремонт пластиковой трубы

Образование дефектов на пластиковых магистралях явление довольно редкое. Для устранения утечки используют следующие способы:

  1. Фитинг, из-под которого вытекает струйка воды, просто подтягивают. Для надежности добавляют герметик. Не стоит прилагать чрезмерное усилие, так как пластик может треснуть. Припаянную полипропиленовую муфту устанавливают заново.
  2. Если свищ в трубе появился на прямом участке, его вырезают с последующей заменой. ПВХ вставки крепят фитингами, полипропиленовые сваркой.

Рассмотренные способы устранения утечек избавляют от проблемы на непродолжительное время. После заделки свищ может продолжать увеличиваться или по соседству появится новый. Поэтому не стоит откладывать замену поврежденного участка на неопределенный срок.

Как заделать свищ в трубе – возможные варианты, проверенные практикой

Образование свища в отопительном или водоснабжающем стояке, смонтированном из металлических труб, не является редкостью. Исправлять ситуацию нужно как можно быстрее. Поэтому информация, как заделать в трубе свищ и какие из способов его устранения имеются, не будет лишней.

Наличие на трубе рыжего цвета нароста, который получил название точечной коррозии, свидетельствует о появлении проблемы и том, что трубопровод может в любой момент прорвать (прочитайте также: «Что делать если прорвало трубу и как это предупредить»). Повреждение возникает в результате частичного разрушения или общего износа магистрали, либо под воздействием блуждающих токов. При обнаружении свища, уже не имеет значения причина его появления, главное – как можно быстрее его устранить.

Разнообразие способов заделки свища

Чтобы правильно справиться с проблемой, прежде всего, следует разобраться, что такое свищ на трубопроводе. Это отверстие в трубе, посредством которого вода вытекает наружу.

Устранить его можно несколькими способами:

  • с помощью болта;
  • с использованием временного бандажа;
  • с применением клеевого бандажа;
  • методом холодной сварки.

Но при этом обязательно нужно слить из системы воду, перекрыв вентили и открыв все имеющиеся краны.

Заделка отверстия болтом

Этот вариант предполагает ряд действий:

  1. Расширяют дрелью свищ в трубе.
  2. Нарезают метчиком резьбу.
  3. Вкручивают болт в образовавшееся отверстие.

Такой способ нельзя задействовать, когда трубы слишком старые, поскольку на них нанести резьбу будет невозможно, а попытки это сделать обычно заканчиваются увеличением размеров протечки.

Ремонт с использованием временного бандажа

Этот способ применяют, когда свищ на трубопроводе имеет продолговатый вытянутый вид.

На отверстие накладывают бандаж с использованием уплотнительных прокладок, которые могут быть сделаны из таких изделий:

  • жгут медицинский;
  • толстая перчатка;
  • велосипедная шина;
  • голенище сапога и т.д.

Главное, чтобы размер резиновой прокладки значительно превышал величину отверстия. Для фиксации бандажа на трубопроводе, применяют хомуты или болты.

Заделка клеевым бандажом

Устранение свища данным методом производится поэтапно:

  1. Металлической щеткой зачищают трубопровод от грязи, обрабатывают его поверхность ацетоном или бензином и отводят на просыхание 15 минут.
  2. От стеклоткани отрезают ленты, протяженность которых зависит от величины диаметра трубы – нужно, чтобы обмотка имела не менее 6 слоев. Ширина материала должна превышать сечение трубопровода не меньше, чем на треть.
  3. На края ленты наносят клей БФ-2, потом шпателем покрывают одну ее сторону эпоксидным клеевым составом.
  4. Инструмент крепко прижимают к стеклоткани, чтобы она хорошо пропиталась клеем.
  5. Затем ленту туго наматывают на заранее подготовленную поверхность, чтобы ее центр накрыл проблемное место.
  6. Бандаж скрепляют металлической лентой.
  7. Через 24 часа разрешается пользоваться отремонтированным трубопроводом.
Читать еще:  Как включить циркуляционный насос в системе отопления?

В случае, когда система проложена в неотапливаемом помещении, где температура не превышает отметки 17 градусов, пользоваться трубопроводом можно лишь через 4 суток.

Метод холодной сварки

Ремонт водопроводных труб без сварки производят с использованием специального состава:

  1. Отверстие расширяют дрелью.
  2. Поверхность трубопровода обезжиривают и очищают ацетоном.
  3. Когда труба просохнет, на нее наносят средство, которое называется «холодная сварка» и ожидают, когда оно полностью отвердеет – обычно на это уходит около 10 минут.

Используя «холодную сварку» или эпоксидный клеевой состав, нужно пользоваться резиновыми перчатками. Если клей попадет на кожу, его необходимо удалить ватой с ацетоном, а потом отмыть руки теплой водой с мылом.

Процесс заделки отверстия

Когда система изношена, желательно подготовить несколько хомутов, имеющих такой же диаметр, что и у трубопровода. Кроме этого, нужно запастись резиной под них. В случае, если свищ водопроводной трубы появится в ночное время, такая подготовка не будет лишней, поскольку аварийная бригада вряд ли приедет в считанные минуты.

Если отверстие небольшое, его можно заделать, используя обычный хомут для автотранспорта:

  1. От куска резины отрезают тонкую ленту — ее ширина должна быть на 2-4 миллиметра больше этого же параметра у хомута. Длина отрезка измеряется путем обматывания материала вокруг трубы. Лишний кусок ленты отрезают.
  2. Хомут раскрывают и помещают на трубу, потом его не сильно прихватывают.
  3. Прокладку из резины, помещают под хомут и аккуратно продвигают к месту появления отверстия.
  4. После накрывания свища хомут затягивают при помощи отвертки или ключа в зависимости от особенностей устройства затяжного изделия.

При обнаружении свища совсем небольшого размера и отсутствии под рукой хомута, отверстие можно закрыть концом спички. Но этот способ используют нечасто, поскольку в старых трубопроводах устранить течь удается редко – она лишь увеличивается в размерах. Даже, если щель заделана спичкой удачно, ее нужно как можно быстрее отремонтировать при помощи хомута.

Чтобы устранить серьезный свищ на трубе горячей воды, потребуется более мощный хомут:

  1. В первую очередь отключают воду и сливают ее из трубопровода.
  2. Перед монтажом хомута внимательно осматривают трубу. Когда ее поверхность неровная, ее следует зачистить наждачной бумагой, чтобы не допустить протекания жидкости через шероховатости.
  3. Под хомут вырезают резиновую подкладку и помещают его на отверстие.

Из вышеприведенной информации ясно, что ликвидировать свищ в трубе вполне можно своими руками – не потребуются ни специальные инструменты, ни особые навыки. При наличии металлических стояков нужно подготовить несколько хомутов и прокладок из резины.

Если появился свищ в трубе — что делать?

Свищ в металлическом стояке отопления или водоснабжения можно обнаружить практически сразу – по струйке воды, фонтанирующей из тела трубы. Причем после обнаружения этот фонтанчик нужно заделать очень быстро. Иначе сквозь маленькую дырочку в трубе в вашу квартиру приплывут очень большие проблемы. Ведь точечная деформация (или свищ) образуется преимущественно в напорных системах горячего водоснабжения. А прорыв горячей трубы – это настоящий кошмар, который снится в страшных снах и владельцам квартир, и сантехникам из аварийной бригады.

Поэтому в данной статье вниманию наших читателей будет представлена полноценная инструкция по устранению свища, большого и маленького. Итак, начнем.

Появился свищ в трубе — что делать?

Если неожиданно «засвистела» труба отопления, то ваши дальнейшие действия необходимо согласовать с местной управляющей компанией. Ведь протечки в таких трубопроводах находятся в зоне ответственности именно коммунальщиков. А за одним свищем может прийти второй, а там недалеко и до серьезной аварии. Поэтому, увидев свищ в трубе отопления, не мешкая, звоните в аварийную службу вашей управляющей компании. Заделка свищей в трубах отопления – это их работа. А пока они подбираются к вашей квартире – подставьте под струйку воды пластмассовый таз и наберитесь терпения.

Если фонтанирует труба подачи горячей или холодной воды, то исправить данную ситуацию вы можете и сами. Только перед устранением проблемы вам стоит перекрыть подачу воды к протекшему участку домашнего водопровода.

Для этого вам нужно просто повернуть поперек трубы рукоять центрального вентиля, расположенного до счетчика расхода горячей и/или холодной воды.

Если потекла канализация, то вам следует лишь локализовать место протечки, по потекам на теле трубы. Перекрывать канализацию не нужно – безнапорные системы пропускают сквозь себя воду лишь время от времени. Поэтому займитесь ремонтом трубы сразу же.

Как заделать появившийся на трубе свищ — варианты

Устранить свищ можно с помощью различных технологических приемов. Конкретный способ подбирают исходя из размеров проблемной зоны. И далее по тексту мы рассмотрим несколько типичных способов решения этой проблемы.

Ремонт с помощью болта винта или самореза

Например, относительно небольшие свищи можно устранить с помощью обычного винта.

И для этого нужно сделать следующее:

  • В самом начале вы очищаете проблемное место от ржавчины и краски.
  • Далее, вы локализуете прорыв, и рассверливаете свищ, используя для этих целей сверло по металлу и дрель.
  • На следующем этапе вы нарезаете в отверстии резьбу, заменив сверло метчиком.
  • После нарезки резьбы вы просто ввинчиваете винт или болт в место прорыва.

Впрочем, данная инструкция по заделке свища может быть улучшена, если вместо сверла и метчика вы примените обычный саморез по металлу с перьевым сверлом на конце. Такое метизное изделие вкрутится в любую трубу, надежно закупоривая место прорыва.

Ремонт с помощью эпоксидного клея

Альтернативная методика – заделка свища при помощи клеевого бандажа – практикуется в случае обнаружения достаточно крупных участков прорыва трубы. В данном случае вы не сможете заткнуть свищ, и вам придется наложить поверх отверстия простейшую заплатку, наклеиваемую на эпоксидный клей.

Ну а сам процесс проклейки свища выглядит следующим образом:

  • Для начала вам придется избавиться от старой краски и ржавчины не только в месте прорыва, но и по всей окружности трубы.
  • Далее вы должны купить полосу стеклоткани, ширина которой будет в полтора – два раза больше, чем диаметр оклеиваемой трубы. Длина будущего бандажа должна равняться 8-10 значениям длины окружности оклеиваемой трубы.
  • После приобретения всех компонентов вы просто обезжириваете место оклейки ацетоном и пропитываете эпоксидным клеем полосу стекловолокна. Причем результаты ваших стараний будут зависеть от качества пропитки.
  • После подготовки ленты вы просто оборачиваете ее вокруг трубы, стягивая, как можно туже. В идеале витки ленты должны налипнуть на трубу без зазоров и заломов, образуя плотный кокон.
  • В самом конце вы фиксируете ленту металлическими хомутами.

Преимуществом такой операции является возможность обустройства практически неразличимой заплатки, которую можно попросту закрасить после высыхания клея. Ведь толщина кокона из пропитанной эпоксидной массой стекловолоконной ленты составит всего несколько миллиметров.

Причем данный способ сработает и когда свищ очень маленького размера, и когда нужно заделать достаточно крупную трещину. Недостаток подобной методики заключается в необходимости обезвоживать место проклейки на целые сутки.

Ремонт с помощью резиновой прокладки

Если у вас нет в запасе 24-часового промежутка, необходимого для полного отвердения эпоксидного клея, то вы можете пренебречь эстетикой и попытаться решить проблему с помощью более габаритной, резиновой заплатки. В качестве основы для заплатки на свищ, в данном случае, может использоваться относительно небольшой кусочек плотной резины, который можно вырезать из автомобильной или велосипедной камеры. Ширина резиновой заплатки должна быть больше габаритов отверстия в трубе, а длина – должна составлять ¾ от длины окружности.

Причем сама прокладка монтируется на трубу с помощью резьбового хомута.

И выглядит этот процесс примерно вот так:

  • В самом начале вы сбиваете с места установки прокладки краску и зачищаете ржавчину наждачной бумагой.
  • Далее вы разбираете винтовой хомут и собираете его поверх трубы, прихватив стыковочный узел на пару оборотов фиксирующего винта.
  • После этого вы накрываете место аварии резиновой заплаткой и, вращая фиксирующий винт, затягиваете хомут на максимально возможное число оборотов.

В итоге вы получаете достаточно плотный контакт резиновой прокладки с поверхностью трубы, и течь устраняется. Данный способ хорош своей эффективностью, но выглядит совершенно непрезентабельно. Поэтому монтаж резиновых заплаток лучше всего практиковать, как временный вариант решения проблемы.

Методы заделывания свищей в трубах под давлением и без

Небольшое отверстие, иными словами, свищ — авария на трубопроводе, так как через поврежденный участок вытекает вода. Свищ на трубе появляется неожиданно, его надо сразу ликвидировать, чтобы остановить протечку воды. Что делать? Когда авария произошла на отопительной системе, струя из маленькой дырки может нанести большой вред в квартире.

Свищ в трубе отопительной системы небезопасен, теплоноситель находится под давлением, может обжечь людей испортить интерьер квартиры. Что это за явление и как можно своими силами его ликвидировать до прихода специалистов?

  1. Что это такое
  2. Причины появления
  3. Что делать при обнаружении утечки
  4. Как заделать свищ в пластиковых и металлических трубах
  5. Можно ли избавиться от проблемы своими руками и без сварки
  6. Народные способы заделки
  7. Способы устранения течи труб под давлением
  8. Вывод

Что это такое

Свищ на трубопроводе — внезапное появление небольшой трещинки или отверстия. Через протечку начинает фонтанировать вода. Обнаружить его визуально просто. Появление на водопроводе этого явления, указывает на то, что этот участок требует замены. Заменить поврежденный участок сразу практически невозможно, так как трещина или отверстия появляется неожиданно.

Прорыв трубы надо немедленно устранить. Мастера вызвали, но он пока доедет затопить можно соседей. По этой причине надо знать, как устранить свищ на трубе отопления самостоятельно. Заделывать протечки несложно, но надо иметь навык, инструмент.

В доме или квартире желательно иметь:

  1. Несколько хомутов по диаметру трубопровода в квартире.
  2. Резина, можно полоски разной ширины.
  3. Отвертка. Болты разного диаметра.
  4. Клей эпоксидный.
  5. Вещество для обезжиривания поверхности.
  6. Металлическая щетка, наждачная бумага.
  7. Вещество «холодная сварка».

С помощью этого перечисленного материала и инструмента, можно устранить протечку самостоятельно, пока не придет вызванный сантехник для замены поврежденного участка.

Причины появления

Протечка на деформированном участке появляется в основном из-за точечной коррозии, если это металлический трубопровод:

  • отопление;
  • холодное и горячее водоснабжение.

Причиной появления свища часто бывает периодический спуск воды из системы. Места, которые наиболее уязвимые:

  • сварные и резьбовые соединения;
  • стояк, точки ответвления трубопровода;
  • в приборах отопления (батареи), стыки секционные;
  • участки инженерных систем подверженные механической нагрузке.

К причинам, кроме коррозии, относят:

  • износ проложенного трубопровода;
  • эксплуатация ИС (инженерной системы) с нарушением, это перепады температуры и давления;
  • некачественная герметизация стыков;
  • использование пластиковых труб низкого качества.
Читать еще:  Как подключить терморегулятор к насосу отопления?

Что делать при обнаружении утечки

Образование отверстия (свища) — аварийная ситуация надо принимать решение:

  1. Обращаться или звонить в «аварийку», ждать специалистов. Необходимо иметь под рукой телефоны служб.
  2. Устранять проблему самостоятельно. Надо иметь технические навыки, нужную оснастку.

В каждом случае надо будет пройти 2 этапа:

  • локализовать место протечки, добиться минимальных негативных последствий аварии;
  • полностью ликвидировать возможность появления утечки, заменив участок трубопровода.

Устранить свищ самостоятельно, не отключая отопительную систему сложно. Нужны навыки, инструмент, материал. Замена участка поврежденного водовода с отключением системы подачи воды предпочтительней. Это возможно, когда можно отключить часть отопительной системы.

Как заделать свищ в пластиковых и металлических трубах

Любая ИС (инженерная система) водоснабжения и отопления может дать протечку. Когда нет возможности сразу заменить участок водовода, надо знать, как устранить свищ в водопроводной трубе, наиболее часто деформация появляется в ванной комнате, для пластиковых труб характерно:

  1. Трубы монтировались под давлением воды.
  2. Полипропилен-фитинг, негерметичный.
  3. Конструкция вздулась.
  4. Система подачи воды смялась.

Заделывание свища, полипропиленовый материал:

СпособДействие
СваркаОбрезать поврежденный кусок трубы, подготовить фитинг и заготовку. Расплавить с помощью паяльника для пластика концы фитинга и трубы, соединить оплавленные концы. Работать следует «шустро», помня о том, что пластик застывает достаточно быстро, поэтому переделать не получиться, необходима точность и выверенность действий и навык работы.
Резьбовое соединениеПодготовить вставку необходимого размера, нарезать резьбу с помощью лерки на пластиковой трубе, затем скрепить конструкцию с помощью муфты.

Ремонт металлических труб выполняется следующими способами:

  1. Клеевой бандаж. Технология: смоченный в клеевом растворе медицинский бинт обматывается вокруг трубы 5-6 раз, обмазывается эпоксидным клеем, сверху ставится хомут. Вместо бинта, можно применить стеклоткань. Система наполняется водой только после полного высыхания клеевого состава.
  2. Использование винта. Технология: расширяется отверстие, нарезается резьба, вкручивается винт или саморез. Хорошо применяется в небольших повреждениях, нельзя использовать на старом трубопроводе, на «дряхлой» трубе.
  3. Средство «холодная сварка». Технология: подготавливаем нужное количество вещества, наносим на поврежденный участок. Это устранение протечки временное. Вещество «холодная сварка» теряет свойства под действием горячей воды.

Можно ли избавиться от проблемы своими руками и без сварки

Свищ в трубе метод заделки деформации без слива воды, когда система продолжает работать. В домашних условиях, когда нет возможности вызвать специалиста проблему протечки, не сливая воду, можно решить при помощи хомута:

  • находим место аварии, временно обматываем его ветошью, замеряем диаметр трубы;
  • если есть, берем магазинный хомут, нет, используем подручный вариант, изготавливаем из жести, подойдет пивная банка;
  • ширина хомута должна на 2-3 миллиметра перекрывать место деформации трубы;
  • снимаем временную ветошь, зачищаем место повреждения наждачной бумагой или щеткой, накладываем резиновую прокладку, сверху ставим хомут.

В магазинах в отделе сантехника часто продаются готовые комплекты, помогают устранить небольшие протечки. Есть в продаже сантехнический скотч. Это платный вариант ремонта. Он отлично прилипает к хорошо очищенной поверхности. Продается в двух видах: армированный или фольгированный скотч.

Народные способы заделки

Как заделать свищ в водопроводной трубе без сварки, несколько популярных способов:

  1. Цемент и медицинский бинт. Технология: бинт смачивается в подготовленном цементном растворе, на место аварии наматывается в виде кокона бинт, сверху обмазывается цементным раствором. Конструкция высыхает за 24 часа.
  2. Полоски резины. Этот способ отличается почти мгновенным применением. Технология: нарезанные полоски резины туго обматываются вокруг поврежденного места водопровода, края фиксируются хомутами.
  3. В каждой квартире есть пищевая соль и бинт. Способ эффективен на маленьких деформациях трубы. На место протечки накладывается бинт вперемежку с солью.

Способы устранения течи труб под давлением

В период отопительного сезона свищ на трубе отопления можно ликвидировать при помощи метода наложения бандажа. Это, по мнению сантехников, самый старый способ ликвидации небольших протечек под давлением.

  • вырезаем резину шире хомута на 3 миллиметра;
  • по длине на сантиметр меньше длины окружности трубы;
  • на трубу надевается хомут, под него подкладывается резиновая полоска, надвигается на место протечки, обтягивается.

Вывод

Ликвидация свища на трубопроводе — мера временная. Всегда лучше предупредить поломку, чем потом исправлять последствия аварии. Лучший способ, это профилактика систем отопления и водопровода, горячего водоснабжения.

Байпас на приборах тепла (батареях) в квартирах поможет, не отключая систему ремонтировать батареи. Всегда перед отопительным сезоном проверяйте все соединения в доме.

Подробная видеоинструкция по ремонту трубы, находящейся под давлением воды:

Свищ в трубе. Как от него избавиться?

Что такое свищ в трубе? В сантехнике свищом называют отверстие небольшого диаметра, через которое поступает находящаяся под давлением жидкость. Если давление достаточно велико, жидкость распыляется, образуя туман и производя свист.

К счастью, в водопроводах и отопительных системах жилых домов высокие давления не используются. Так что совладать со свищом в трубе отопления или водопровода может любой желающий — при наличии выраженного стремления, подходящих материалов и инструментов, а также минимальных слесарных навыков.

Избавляемся от течи при помощи бандажа

Сантехнический бандаж представляет собой отрезок трубы, разрезанный по продольной оси и снабжённый проушинами для винтовой стяжки. Изготавливаются бандажи из прочного металла — литьевого чугуна или алюминия, стали. Для ремонта пластиковых труб могут быть использованы полимерные бандажи.

Внутренняя поверхность бандажа обычно снабжена резиновой прокладкой. Устранить свищ в трубе при помощи бандажа несложно, если доступ к месту протечки не затруднён. Бандаж хорош тем, что надёжно запечатывает не только маленькие отверстия, но и склонные к самопроизвольному расширению трещины.

В сварных конструкциях иногда начинает протекать шов, проходящий вдоль всей трубы. В начальной стадии протечки отдельные отверстия почти неразличимы невооружённым глазом. Выручает в таком случае наложение одного или нескольких бандажей. Однако заменить бракованную сварную трубу следует как можно скорее.

Недостатками бандажа являются высокая стоимость и низкая эффективность при заделке свищей на неровной поверхности. Дырка, проржавевшая в непосредственной близости от неаккуратно выполненного сварного шва, может быть закрыта бандажом недостаточно плотно. Протечка в этом случае через какое-то время возобновится.

Установка хомута

Ремонт свища в трубе при помощи наложения хомута с герметизирующей прокладкой недорог и весьма эффективен. Однако не все хомуты, предлагаемые розничной торговлей, одинаково хороши. Изделия, стяжные отверстия которых прорезаны непосредственно в металлической ленте, не выдерживают плотной затяжки и рвутся.

Специальные сантехнические хомуты тоже несвободны от недостатков. Резиновая прокладка, входящая в комплект хомута, как правило, тонка. Чтобы гарантированно устранить свищ в трубе водопровода или отопления, снабдите хомут прокладкой из пористой резины. Можно использовать автомобильную или велосипедную камеру, обувную микропорку, изолирующий коврик.

Не всегда легко приобрести хомуты большого диаметра. Однако многие модели винтовых хомутов легко разбираются и соединяются в один хомут нужной длины. Сборный хомут держит затяжку практически так же надёжно, как и хомут одинарный.

Наивысшим качеством отличаются хомуты, используемые в авиации для крепления всевозможных патрубков к оголовкам металлических труб. Плотность охвата по периметру трубы у них равномерна, затяжка надёжна и зачастую осуществляется без использования инструмента. Подобные хомуты дороги, зато удобны в использовании и практически вечны. К сожалению, не каждая модель авиахомута размыкается для беспрепятственного размещения на водопроводной трубе.

Деревянный чопик

На протяжении всего времени эксплуатации водопроводов не теряет актуальности обычный деревянный чопик — заострённый колышек, забиваемый в свищ. Быстро разбухающая древесина плотно запечатывает отверстие. Работает чопик столько, сколько древесина остаётся неповреждённой.

При изготовлении чопика для свища в трубе горячего водопровода нужно брать древесину плотной, устойчивой к внешним воздействиям породы. Отлично подходит дуб, бук, лиственница. При контакте с насыщенной железом горячей водой древесина этих пород темнеет, упрочняется и уплотняется. Такой чопик практически вечен!

Чопики для свищей в трубах с холодной водой могут изготавливаться из любой подходящей по размеру деревяшки. Острота свежевыточенного чопика должна быть максимальной. Однако диаметр колышка должен иметь солидный запас по отношению к размеру отверстия.

Дело в том, что края дырки в металле непрочны. Стенка трубы или батареи в месте возникновения свища обычно истоньшена, заржавлена и легко расслаивается, крошась. При забивании чопика отверстие разрастается, и потому зубочистку, теоретически пригодную для заделывания полумиллиметрового отверстия, лучше заменить на клинышек сантиметровой толщины.

Зато для отверстий, возникающих в результате электрохимической коррозии и отличающихся исчезающе малым диаметром, забочистка подойдёт как нельзя лучше.

Холодная сварка

Если вы обратитесь в жилищную контору с заявкой на ремонт свища в трубе, к вам приедет сварщик, включит аппарат и заварит отверстие.

Запечатывание свища в трубе сваркой — быстрый способ устранения протечки, но не всё так гладко. При разогреве металла до температуры плавления нарушается его структура, изменяются физические свойства и химическая устойчивость.

После двух-трёх лет эксплуатации рядом со сварным швом образуется новый свищ, и, возможно, не один. Заделать масштабное повреждение в непосредственной близости от сварного шва уже сложнее. Возможно, придётся поставить несколько хомутов с герметизирующими прокладками, а также использовать для герметизации трубы многослойный «пирог» из сырой резины, резины пористой, резины армированной и тому подобных материалов.

Холодная сварка

Холодная сварка — товарное наименование бинарных клеящих смесей, приготовляемых с использованием эпоксидных смол, пластификаторов и отвердителей. Различные марки так называемой «холодной сварки» предназначаются для использования в разных условиях. Точное исполнение требований инструкции — залог успешной заделки свищей в трубах, батареях, накопительных ёмкостях и нагревательных приборах.

Некоторые марки клеевых составов предназначены для нанесения на мокрые металлические поверхности. Практика использования холодной сварки для свищей в трубах показывает: зачистка от ржавчины, качественное обезжиривание, а по возможности и просушка металлической поверхности резко повышают эффективность срабатывания клеящей массы.

Гарантировать работоспособность клеевой заплаты, наложенной на водопроводную или отопительную трубу, может только соблюдение рекомендованных параметров. Качественно выполненная холодная сварка выдерживает давление в десятки атмосфер, то есть не допускает возобновления протечки даже после гидроудара.

Подводя итоги…

Рассмотрев несколько способов ремонта свищей в трубах холодного и горячего водоснабжения собственными силами, мы готовы рекомендовать:

  • установку бандажей;
  • установку хомутов, снабжённых мягкими резиновыми прокладками;
  • забивку в отверстия деревянных пробок-чопиков;
  • использование пластичных клеевых составов на эпоксидной основе.

Ремонт повреждений большой площади, а также заделка свищей в ёмкостях большого объёма производится иными методами — наложением двусторонных пластырей, навариванием заплат, врезкой новых труб, помещением в ёмкость водонепроницаемых вкладышей. Попытки использовать промышленные методы устранения протечек неисполнимы в домашних условиях!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector