Provipstroy.ru

Строительный Мастер Provipstroy.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как врезать своими руками трубу в трубу отопления: техника и правила проведения работ

Как врезать своими руками трубу в трубу отопления: техника и правила проведения работ

Металлические системы подачи теплоносителя в старых домах нуждаются, как минимум, в модернизации, а то и полной либо частичной замене. Когда существует возможность отключить подачу тепла в магистрали отопления, вопрос о том, как врезать трубу в трубы отопления даже не поднимается — используют классическое сварное соединение.

Врезку в отопительную систему можно производить без сварочных работ

Преимущества горячей сварки

Достоинство обычной сварки в том, что соединение можно осуществить в любом удобном для монтажа месте, и металлическую трубу отопления для этого не нужно специально подготавливать. Достаточно очистить будущее место сварки от остатков старой краски и от слоев ржавчины, неизбежно присутствующей на трубах из металла.

Врезка происходит методом дополнения существующей трубы отопления дополнительным контуром отвода тепла – приваривают трубу, иногда с патрубком или резьбовым переходом на соединительный фитинг. Конфигурация отводного контура может иметь любую структуру, максимально соответствующую задаче обеспечения отвода тепла.

По строительным правилам и нормам прокладки теплосетей и труб отопления все работы, включая ремонт, врезку в трубу отопления и модернизацию с использованием сварки, принято проводить на участке магистрали без теплоносителя. Трубу отключают, и сливают остатки воды. Далее осуществляется врезка в систему.

Если в отопительной системе нет воды, то применяют метод горячей сварки труб

Метод резьбовых соединений труб отопления

Врезаться в систему основной магистрали подачи тепла, если можно перекрыть подачу нагретой воды, осуществляется и методом резьбовых соединений. Для этого необходимо:

  • подготовить магистральную трубу в том месте, где будет происходить врезка: тщательно зачистить трубу до металла, удалив старое лакокрасочное покрытие;
  • наметить место для будущего фитинга;
  • используя «болгарку» или ножовку по металлу, спилить часть трубы на месте установки будущего отводного тройника, с учетом того, что необходимо будет создать ответные части для резьбового соединения;
  • нарезать метчиком на участках трубы резьбу с шагом, соответствующим резьбе фитинга;
  • используя герметик – чаще всего паклю и масляную краску – установить врезной фитинг, и после высыхания краски провести испытание созданного соединения, подав в трубу теплоноситель под рабочим давлением.

Соединение труб отопления без использования сварки потребует наличие специальных инструментов для нарезки резьбы на металлических трубах, и навыков работы с ними. Целесообразно пригласить сертифицированного специалиста для проведения работ, если нет опыта нарезки резьбы на трубах и создания герметичных соединений с использованием пакли.

Резьбовые соединения нужно обязательно уплотнять, для этого лучше всего применять паклю

Важно! В теплое время года система отопления может быть заполнена холодной водой, и эту воду необходимо из системы слить.

Как врезаться в трубы отопления без сварки

Системы отопления в многоквартирных домах имеют одну особенность: не удается отключить подачу тепла на локальном участке системы отопления для проведения работ. Врезка в трубы отопления без сварки применяется именно в таких случаях и требует определенной сноровки при выполнении работ.

Врезать трубу в металлическую магистраль подачи тепла, без отключения подачи теплоносителя, быстро, правильно и аккуратно, способен не каждый мастер. Ошибки при врезке в магистраль отопления, находящуюся под давлением, и любое промедление в работе сулит большим количеством воды, неизбежно попадающей внутрь помещения. Не рекомендуется проводить врезку в трубы отопления без согласования с коммунальными службами. Если все же есть необходимость проведения таких работ своими силами — в этом случае выручит специальный фитинг. Магистраль отопления, смонтированная из пластиковых труб, тоже позволяет без проблем подключить канал отвода части теплоносителя, используя соединительные элементы, предназначенные для этих целей.

Врезка в трубы отопления без отключения подачи теплоносителя проводится при помощи седелки с резьбовым отводом

Самый распространенный метод врезки в металлическую трубу отопления без сварки – использование специального фитинга, состоящего из следующих деталей:

  • плотно прилегающий к тыльной стороне врезки ответный фланец, дополненный узлами крепления зажимного типа;
  • узел крепления, с прочными прижимными винтами;
  • верхняя часть фланца, дополненная патрубком отвода, а в ряде случаев и шариковым вентилем, перекрывающим подачу теплоносителя.

Основную магистраль подачи тепла придется просверлить, но сделать это нужно будет только после установки на место будущей врезки специального фитинга. Стоимость его достаточно высока, но и соединение считается достаточно надежным для того, чтобы осуществить безопасную врезку.

Последовательность действий установки фитинга

Порядок проведения монтажа фитинга такой:

  1. Фитинг устанавливается на основную магистраль подачи тепла. Для герметичности соединения используется невысыхающий герметик (лучше использовать автомобильный), стойкий к воздействию высокой температуры;
  2. Наносится герметик: необходимо нанести его на внутреннюю поверхность фитинга, контактирующего с металлической трубой. Там, где планируется просверлить отверстие в трубопроводе, герметика быть не должно;
  3. После установки тщательно затягивают винты зажимного соединения, важно избежать перекоса крепления фитинга.

Через открытый вентиль или отводной патрубок производится непосредственно врезка в магистраль подачи тепла. Используется конусное сверло, дополненное защитным слоем, чтобы не повредить внутреннюю поверхность отводного патрубка.

Отверстие в трубе сверлится после того, как фитинг надежно закреплен на трубе

Важно! Необходимо дополнить хвостовик сверла защитной манжетой, чтобы жидкость (теплоноситель) из магистрали подачи тепла не попала на электроинструмент, которым осуществляется сверление (дрель или шуруповерт).

Решая вопрос о врезке в отопительную систему, становится ясно, что металлические трубы – не самый лучший вариант. Несмотря на свою распространенность, трубы из металла перестали быть универсальным и удобным решением для обустройства тепловых и водопроводных систем. На смену им пришло поколение металлопластиковых труб, преимущество которых состоит в том, что:

  • пластиковые трубы не подвержены коррозии;
  • трубопровод из полипропиленовых компонентов имеет небольшой вес и быстро монтируется;
  • сохраняется возможность быстрого ремонта и модернизации системы своими руками;
  • нет необходимости использовать сложное оборудование для монтажа и транспортировки полипропиленовых труб.

Врезка в тонкие водопроводные трубы осуществляется при помощи так называемой «седелки» — отводного фитинга с зажимными хомутами. Зажимной хомут применяется и для врезки в канализационную систему. Основной принцип «седелки» с зажимными хомутами – обеспечение врезки и подключения в системы с низким давлением.

Для магистрали отопления, в особенности в многоэтажных домах, недопустимо использование непрочных, дешевых фитингов. Переделка внутренних коммуникаций отопления позволит регулировать уровень теплоотдачи каждого конвектора отопления. Достаточно дополнить радиаторы отопления кранами регулировки подачи теплоносителя и «байпасом» — контуром обратной подачи подогретой воды.

При помощи фитингов можно врезаться в систему отопления, смонтированную из пластиковых труб

Врезка в коммуникации отопления коллекторных групп – на магистрали прямой и обратной подачи теплоносителя – позволяет производить ремонт или модификацию системы в любое время и без отключения общей подачи воды. Преимущество коллекторной схемы в том, что каждый потребитель обеспечивается автономной регулировкой уровня подачи теплоносителя. Если использовать многоконтурный принцип соединения радиаторов отопления с коллекторной группой, можно создать экономную и неприхотливую систему теплоснабжения.

Недостаток такой схемы – увеличение протяженности магистрали – компенсируется возможностью самостоятельно модернизировать или ремонтировать систему без привлечения специалистов.

SneiKSlik › Блог › 🔧 Как правильно варить электросваркой: свариваем металлические трубы и делаем красивые швы.

🔎 Сварочный шов – один из самых надежных способов соединения деталей. Он используется в промышленности и в обычной повседневной жизни. Каждый домашний мастер время от времени пользуется сваркой. Хорошо, если он умеет варить сам, однако зачастую приходится обращаться к специалистам. А ведь сварке вполне можно научиться. Начинать следует с самого простого: электросварка для начинающих это, прежде всего, обучение выполнению различных швов. Более сложные работы можно будет выполнять, только набравшись опыта. Давайте разберем основы технологии и некоторые хитрости сварочного процесса.

🔎 С чего начать — подготовительный этап

Прежде всего нужно подготовить оборудование. Обязательно понадобится сварочный аппарат, комплект электродов, молоток для сбивания шлака и щетка. Диаметр электрода подбирается в зависимости от толщины листа металла. Не нужно забывать о защите. Готовим сварочную маску со специальным светофильтром, плотную одежду с длинным рукавом и перчатки, лучше замшевые. Так же понадобится сварочный выпрямитель, трансформатор или же инвертор – устройства, которые преобразовывают переменный ток в необходимый для сварки постоянный.
Перед работой необходимо подготовить защитную экипировку, в состав которой входит специальная маска со светофильтром, замшевые перчатки и одежда с длинным рукавом, а так же необходимые инструменты

🔎 Технология сварочного процесса

Сварка – высокотемпературный процесс. Для его осуществления образуется и удерживается электрическая дуга от электрода к свариваемому изделию. Под ее воздействием происходит расплавление материала основы и металлического стержня электрода. Образуется, как говорят специалисты, сварочная ванна, в ней перемешивается основной и электродный металл. Величина образующейся ванны напрямую зависит от выбранного режима сварки, пространственного положения, скорости перемещения дуги, формы и размеров кромки и т.д. В среднем ее ширина составляет 8-15 мм, длина 10-30 мм и глубина – порядка 6 мм.

Покрытие электрода, так называемая обмазка, при расплавлении образует особую газовую зону в районе дуги и над ванной. Она вытесняет весь воздух из области сварки и препятствует взаимодействию расплавленного металла с кислородом. Кроме того в ней находятся пары как основного, так и электродного металлов. Поверх шва образуется шлак, который так же препятствует взаимодействию расплава с воздухом, что отрицательно сказывается на качестве сварки. После постепенного удаления электрической дуги металл начинает кристаллизоваться и образуется шов, объединяющий свариваемые детали. Поверх него расположен защитный слой шлака, который впоследствии убирается. В процессе выполнения сварочного шва обмазка электрода расплавляется, образуя особую газовую зону. Внутри нее происходит смешивание металла основания и электрода

🔎 Азы электродуговой сварки

В рекомендациях как правильно варить электросваркой особое внимание уделяется началу процесса. Лучше всего получать первый сварочный опыт под руководством специалиста, который сможет исправить возможные ошибки и дать полезный совет. Приступать к работе следует, надежно закрепив деталь. В целях пожарной безопасности около себя нужно поставить ведро с водой.

По этой же причине нельзя выполнять сварочные работы на деревянном основании и небрежно относиться даже к очень небольшим остаткам использованного электрода. Надежно крепим зажим «заземление». Проверяем, чтобы кабель был изолирован и аккуратно заправлен в специальный держатель. Выставляем на сварочном аппарате расчетное значение мощности тока, которое должно соответствовать выбранному диаметру электрода. Зажигаем дугу. Для этого устанавливаем электрод под углом порядка 60° относительно изделия. Медленно проводим им по поверхности. Должны появиться искры, теперь прикасаемся электродом к металлу и приподнимаем его на высоту не более 5 мм. Если операция была выполнена верно, зажжется дуга.

Пятимиллиметровый зазор необходимо удерживать на протяжении всей сварки. Нужно учитывать, что при правильном сваривании металла электросваркой электрод будет постепенно выгорать, поэтому его постоянно слегка приближаем к металлу. Перемещать электрод следует медленно, если он вдруг залипнет, придется слегка качнуть им в сторону. В случае если дуга не зажигается, возможно, нужно увеличить силу тока.

После того, как без проблем получается зажечь и поддержать дугу, пора переходить к наплавлению валика. Зажигаем дугу, медленно и плавно перемещаем по горизонтали электрод, выполняя им легкие колебательные движения. Расплавленный металл при этом как будто «подгребается» к самому центру дуги. В результате должен получиться крепкий шов с небольшими волнами, образованными наплавленным металлом.

Если в процессе сваривания деталей электрод выгорел практически полностью, а шов еще не завершен, работу временно прекращаем. Меняем использованный элемент на новый, удаляем шлак и продолжаем работу. На расстоянии порядка 12 мм от образовавшегося в конце шва углубления, которое еще называют кратером, зажигаем дугу. Электрод подносим к углублению так, чтобы образовывался сплав из металла старого и вновь установленного электрода, после чего сварка шва продолжается. В процессе сварки электрод совершает определенные движения, в основном поступательные, продольные и поперечные. Из их комбинаций составляются различные виды швов, самые распространенные приведены на схеме.

Траектория движения дуги в процессе сваривания деталей может производиться по трем направлениям:

✔ Поступательное. Предполагает перемещение дуги вдоль оси электрода. Таким образом достаточно легко поддерживать стабильную длину дуги.

✔ Продольное. Формирует ниточный сварочный ролик, высота которого зависит от скорости, с которой перемещается электрод, и его толщины. Это обычный шов, но очень тонкий. Чтобы его закрепить, в процессе движения электрода вдоль свариваемого шва выполняют еще и поперечные перемещения.

✔ Поперечные. Позволяют получать нужную ширину шва. Выполняется путем колебательных движений. Их ширина подбирается исходя из размеров и положения шва, формы его разделки и т.п.

На практике используются все три основных движения, которые накладываются один на другой и образуют определенную траекторию. Существуют классические варианты, однако у каждого мастера обычно «просматривается» собственный почерк. Главное, чтобы в ходе работы хорошо проплавлялись кромки соединяемых элементов, и получался шов заданной формы.

Особенности сваривания трубопровода

Дуговой электросваркой можно выполнить вертикальный шов, который располагается сбоку трубы, горизонтальный – по ее окружности. А так же потолочный и нижний, расположенные, соответственно сверху и снизу. Причем последний считается наиболее удобным в выполнении. Стальные трубы обычно свариваются встык с обязательным проваром всех кромок по высоте стенок. Чтобы уменьшить наплывы внутри трубы выбирается угол наклона электрода величиной не более 45°относительно горизонтали. Высота шва – 2-3 мм, ширина – 6-8 мм. При сварке внахлест высота шва составляет порядка 3 мм, а ширины – 6-8 мм.

Прежде, чем начать варить трубу электросваркой, выполняем подготовительные работы:

✔ Тщательно очищаем деталь.

✔ Если торцы трубы деформированы, обрезаем или выправляем их.

Минимум 10 мм прилегающей к кромкам трубы наружной и внутренней плоскости зачищаем до металлического блеска. Теперь можно приступать к сварке. Все стыки обрабатываются непрерывно, вплоть до полного приваривания. Поворотные, а так же неповоротные стыки труб с шириной стенок до 6 мм производятся минимум в 2 слоя. При ширине стенок 6-12 мм – выполняется три слоя, более 19 мм – четыре. Особенность сваривания труб в том, что каждый шов, который накладывается на стык, должен очищаться от шлака, после этого выполняется следующий.

Читать еще:  Как вырезать ламинат под трубу отопления?

Первый шов – наиболее ответственный. Он должен полностью расплавить все кромки и притупления. Его особенно внимательно рассматривают на предмет обнаружения трещин. Если они присутствуют, их выплавляют или же вырубают и снова заваривают фрагмент. Завершающий слой выполняется по возможности максимально ровным с плавным переходом на основной металл Второй и все последующие слои выполняются при медленном проворачивании трубы. Конец и начало всех слоев обязательно смещают относительно предыдущего слоя на 15-30 мм.
Завершающий слой выполняется с плавным переходом на основной металл и с ровной поверхностью. Чтобы улучшить качество заваривания труб электросваркой каждый последующий слой ведется в обратную сторону относительно предыдущего, а их замыкающие точки обязательно располагают вразбежку.

Самостоятельная сварка – достаточно сложное мероприятие. Однако при желании освоить его все-таки можно. Нужно усвоить основные правила процесса и постепенно научиться выполнять самые простые упражнения. Не нужно жалеть силы и время на освоение азов, которые станут основой мастерства. Впоследствии можно будет смело переходить к более сложным приемам, оттачивая свои умения.


Сгоны для труб: размеры, устройство и монтаж в систему

Для резьбового соединения стальных трубопроводов применяют муфты с внутренней резьбой, но даже в том случае, если участки трубопровода подходят вплотную друг другу, соединить их одной деталью не получится (если это не американка с накидной гайкой) из-за одинакового направления резьбы. Для этих целей используют промежуточные отрезки – сгоны для труб, размеры и материал изготовления которых регламентируются ГОСТ.

При самостоятельном монтаже водопроводной или газовой магистрали из металлических труб, сгоны понадобятся для подключения трубопроводов к сантехническим приборам или газовому оборудованию. Для безопасного и правильного монтажа системы полезно знать основные размеры, материалы и способы изготовления данного элемента сантехнической арматуры.

Рис.1 Сгоны в системах отопления, водоснабжения и газопроводах

  1. Сгоны для труб – размеры согласно ГОСТ
  2. Где используются и устанавливаются сгоны
  3. Устройство соединения со сгоном и его обозначение
  4. Как производится монтаж сгона в систему
  5. Какой материал используется для изготовления сгонов
  6. Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

Сгоны для труб – размеры согласно ГОСТ

Сгон представляет собой отрезок трубы с двухсторонней резьбой разной длины, ее средний размер с короткой стороны – 5 ниток, длинная имеет протяженность не менее 20 витков. Металлические или оцинкованные сгоны концом с короткой резьбой подключают к оборудованию (газовые плиты, радиаторы отопления, котлы), а по длинной резьбе перемещается соединительная муфта соответствующей длины и контргайка. При стыковке на другую трубу накручивается длинная муфта с герметизирующим уплотнителем (льняная пакля, сантехническая нить, ФУМ-лента), с другой стороны муфты намотанный уплотнитель прижимают контргайкой.

Параметры сгонов регламентированы ГОСТ 8969-75, где указаны их размер, длина резьбовых участков, диаметр резьбы в дюймах.

Рис. 2 Сгон – внешний вид и материалы изготовления

Где используются и устанавливаются сгоны

Сгоны применяют в водопроводах, системах отопления, газопроводах, их устанавливают:

  • В линиях водоснабжения и отопления после вентиля на стояке. Это позволяет извлечь запорную арматуру из трубопровода в случае неисправности для ремонта или замены.
  • При подводке к радиатору отопления из чугуна старого образца труб, также их применение позволяет очистить трубопровод от известковых отложений и ржавчины.
  • На подводку при подключении автономного оборудования для нагрева воды – газовых котлов, бойлеров, расширительных баков и сантехнической арматуры (смесители с разъемом елочка).
  • На трубопровод для подводки газа к бытовому и водонагревательному оборудованию – плитам, котлам.
  • Иногда сгоны используются на участках системы для получения дополнительного отвода, при этом муфту заменяют тройником, а расстояние между трубами увеличивают.

Рис. 3 Сгон стальной цилиндрический – размеры по ГОСТ 8969-75.

Устройство соединения со сгоном и его обозначение

Стальные соединительные муфты с цинковым покрытием или без него, имеющие двухстороннюю резьбу резьбу, предназначены для соединения водо- и газопроводных труб в системах отопления, газопроводах, водопроводах и других линий с не агрессивным рабочим телом при температуре до +175 С. и давлении меньше 1,6 МПа. (16 атм. или бар.). Для соединения трубопровода с сантехническим и газовым оборудованием в состав фитинга входит соединительная муфта (имеет боковые продольные ребра для сцепления с газовым ключом) и контргайка со стандартными размерами, соответствующими наружной трубной резьбе фитинга по ГОСТ 8969-75.

Маркировка фитинга по ГОСТ 8969-75 включает в себя наименование детали (сгон), условный диаметр, материал изготовления (литера Ц для оцинкованной стали) и указание вышеприведенного стандарта. Пример маркировки – Сгон 25-Ц ГОСТ 8969-75.

Рис. 4 Монтаж сгона

Как производится монтаж сгона в систему

Муфты стальные соединительные для монтажа и устройства водопроводов, устанавливаемые после вентилей, монтируются с соблюдением следующих правил:

  • Фитинги должны иметь длину просвета между трубами не более 5 мм. с учетом углубления стороны с короткой резьбой в присоединяемое оборудование или арматуру.
  • На сторону с резьбой длиной не менее 20 ниток последовательно наворачиваются контргайка стальная и соединительная муфта.
  • Льняное волокно или нить наматываются по ходу резьбы
  • При монтаже на короткую сторону наматывают льняное волокно, смазывают его специальной пастой и ввинчивают трубу сгона в выходной патрубок вентиля вручную, а затем поджимают газовым ключом. Для удобства используют второй ключ, удерживая им корпус вентиля во избежание проворачивания на трубопроводе.

Рис. 5 Части соединительные стальные по ГОСТ 8965-75

  • Наворачивают на длинную сторону соединительные детали: контргайку до упора и муфту, на подсоединяемую трубу по ходу резьбы наматывают лен.
  • Сгоняют длинную муфту вниз и наворачивают на трубу, дожимая ее газовым ключом.
  • Наматывают льноволокно с другого конца муфты, обмазывают его пастой и затягивают контргайку.

Необходимо понимать, что подмотка с другого конца не попадает под резьбу муфты, поэтому уплотнение и герметизация соединения будет осуществляться за счет сдавливания волокна контргайкой. Поэтому наматывать следует большее количество витков льноволокна с таким расчетом, чтобы контргайка подходила к муфте или между ними оставался небольшой зазор (не более 1 мм.) после сильного стягивания с большим прилагаемым усилием.

Какой материал используется для изготовления сгонов

Основным материалом изготовления сгонов является обычная или оцинкованная сталь, при использовании индивидуальных водопроводов для подачи питьевой воды используют материалы, не подверженные коррозии – латунь, нержавеющая сталь.

Рис. 6 Размеры водогазопроводных стальных труб для изготовления сгонов ГОСТ 3262-75

Можно ли самостоятельно изготовить сгон и как это делать

При устройстве трубопроводной магистрали своими руками иногда возникает ситуация, когда требуется подборка нужной длины сгонов – заводские изделия по стандартам перекрывают лишь узкий диапазон размеров и диаметров. В этом случае используют самостоятельно изготовленную трубу, а зажимную контргайку и муфту необходимого диаметра берут от другой заготовки. Для изготовления нужно использовать подходящий по длине отрезок газовой трубы, для проведения работ потребуется плашка с держателем или клупп, масло, тиски для зажима заготовки, ножовка по металлу или болгарка для резки трубы.

Рис. 7 Пример монтажа сгона на ФУМ ленту для установки газового счетчика

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Отрезают от трубы заготовку нужной длины, зажимают деталь в тиски, наружные торцы с обеих сторон защищают наждачной бумагой, болгаркой или напильником.
  2. Смазывают трубную поверхность со стороны короткой резьбы, вставляют в держатель или клупп плашку и плотно прижимают ее к торцу, стараясь выдержать строго перпендикулярное положение относительно оси заготовки.
  3. Начинают вворачивать плашку в трубу, прилагая при этом максимальное усилие, после нескольких витков и схватывания зубцов плашки за резьбу, прижимное усилие не требуется.
  4. Нарезку производят в прямом и обратном направлении, периодически извлекая инструмент и очищая его от стружки чистой тряпкой вместе с трубной поверхностью.
  5. После прохода на короткой стороне 5 – 6 витков деталь переворачивают и приступают к нарезанию длинной резьбы из 20 витков на другом конце.

Рациональнее использовать при первичной нарезке старую изношенную плашку, после чего ее можно заменить новой для чистовой проходки.

Рис. 8 Порядок изготовления сгона своими руками

Сгон является одним из распространенных вариантов подключения стальных трубопроводов к сантехнической и газовой арматуре, оборудованию. При правильном монтаже соединительная муфта обеспечивает надежное, долговечное и герметичное соединение, при необходимости фитинг подходящей длины несложно сделать своими руками.

Сгоны для труб: характеристики и способы соединения

Сгоны для труб – это соединительный фитинг, изготовленный в виде отреза трубы с резьбой на концах. Для удобства монтажа резьба на сгоне различается по длине и размерам. Сгоны могут быть использованы при строительстве водопроводов, газопроводов, отопительных и канализационных систем. Как самостоятельно подобрать наиболее оптимальное для конкретной ситуации устройство и произвести его монтаж, читайте далее.

Соединительный фитинг для трубопровода

Как подобрать сгон

При выборе сгона требуется учитывать:

  • вид соединительного фитинга;
  • материал изготовления фитинга;
  • технические параметры.

Разновидности сгонов

Произвести классификацию сгонов можно по следующим признакам:

  1. в зависимости от конструктивного исполнения различают:
  • прямой сгон, предназначенный для монтажа на ровном участке магистрали (рисунок выше);
  • угловой сгон, предназначенный для участков с необходимостью смены направления трубопроводной системы;

Фитинг для смены направления магистрали

  1. в зависимости от сферы применения различают:
  • компенсирующие сгоны. В большинстве случаев такие устройства устанавливаются в местах подключения сантехнического или газового оборудования, радиаторов отопления, так как позволяют компенсировать отклонение труб в пределах 5 см;
  • короткие и длинные сгоны, применяющиеся для подключения иного оборудования трубопроводной системы.

Разновидности сгонов для трубопровода

Многие, особенно начинающие сантехники, причисляют к разновидностям сгонов такие фитинги, как бочата и резьбы. Однако данное утверждение ошибочно.

Бочонок представляет собой отрез трубы с резьбой на концах. В отличие от сгона на трубу с обеих сторон наносится одинаковая по длине и размерам резьба. Предназначается такое устройство для соединения труб без сварки.

Фитинг для соединения труб между собой

Резьба – это фитинг, изготовленный из отреза трубы с резьбой на одном конце. Устройство применяется для присоединения иных видов резьбовых фитингов в водопроводную, газопроводную или отопительную систему.

Устройство для монтажа резьбовых фитингов

Подбор материала изготовления

Для изготовления сгонов используются такие материалы, как:

  • углеродистая сталь. Стальные фитинги отличается невысокой стоимостью и большим запасом прочности. Однако из-за сильной подверженности коррозии их монтаж производится преимущественно на системы газоснабжения;
  • оцинкованная сталь. Такие фитинги не подвержены образованию коррозийного налета, поэтому могут применяться в системах водоснабжения, в том числе и питьевого водопровода и отопления, а также на иных трубопроводах в местах возможного воздействия атмосферных осадков;
  • нержавеющая сталь. В отличие от оцинкованных фитинги из нержавеющей стали отличаются большей стоимостью и преимущественно предназначаются для питьевых водопроводных систем, а также для соединения труб в земле;
  • латунь. В настоящее время из-за высокой стоимости практически не используется.

Латунный сгон для трубопроводов

Определение технических параметров

Металлические сгоны изготавливаются в соответствии с ГОСТ 8969-2010. При подборе параметров следует учитывать:

  • вид резьбы. Сгоны могут быть с левой резьбой или с правой, с внутренней резьбой или с внешней резьбой. Подбор данного параметра осуществляется на основании данных оборудования, которое требуется подключить при помощи фитинга;
  • условный проход фитинга в соответствии с диаметром трубопроводной магистрали;
  • размер нанесенной на фитинг резьбы.

Стандартные размеры металлических сгонов в соответствии с ГОСТ

Самостоятельное изготовление сгона

При необходимости изготовить сгон нужных размеров можно самостоятельно. Для выполнения работы потребуются:

  • металлическая стальная труба – отрез трубы соответствующей длины;
  • столярные тиски для облегчения работы;
  • оборудование для нарезки резьбы: плашка с плашкодержателем для внешней резьбы или метчик для нанесения внутренней резьбы;
  • напильник (предназначается для снятия фаски);
  • болгарка (ножовка по металлу) для резки, если потребуется отрезать часть трубы для заготовки сгона;
  • смазка.

Работа выполняется в следующем порядке:

  1. при помощи болгарки или ножовки отрезается заготовка для сгона соответствующей длины;

Обрезка трубы болгаркой для изготовления сгона

  1. с концов подготовленного отреза снимается фаска;
  2. края обрабатываются смазкой для облегчения нарезки резьбы;
  3. сгон зажимается тисками;
  4. выбранным оборудованием нарезается резьба. Короткая часть резьбы должна составлять не менее 5 ниток, а длинная – 20 ниток. При необходимости длинная часть может быть увеличена до 30 ниток.

Нарезка резьбы на сгоне

При самостоятельном изготовлении сгона нельзя забывать о средствах индивидуальной защиты мастера. Рекомендуется использовать перчатки и защитную маску при резке труб.

Установка сгонов

Основными преимуществами установки сгонов являются:

  • простота монтажа. Соединение труб сгоном не требует для выполнения сварочного аппарата и навыков работы с ним. Работа может быть выполнена начинающим мастером;
  • невысокая стоимость;
  • получение разъемного соединения;
  • возможность проведения ремонта без отключения всей трубопроводной магистрали.

Места размещения фитингов

Сгоны рекомендуется устанавливать:

  • после кранов и/или вентилей, что позволит отключить последующий участок трубопроводной системы для выполнения ремонтных или профилактических работ;
  • на центральных стояках какой-либо системы;
  • при подключении оборудования (радиаторов отопления, котлов, приборов индивидуального учета и так далее);
  • на подводках стационарного типа.

Места, где требуется монтаж сгона

Установка фитинга

Для монтажа трубопровода потребуется приобрести сгон с муфтой и контргайкой (стандартный комплект фитинга).

Комплект фитинга «Сгон»

Соединение сгонов муфтой производится по следующей схеме:

  1. на конец сгона с длинной резьбой устанавливается контргайка, а затем накручивается соединительная муфта;
  2. соединяются участки трубопроводной системы;
  3. муфта плавно перемещается на короткий участок резьбы до упора («заклинивания», как готовят профессиональные сантехники);
  4. длинный участок резьбы герметизируется любым способом: можно использовать обычную льняную нить с дополнительной фиксацией краской или специальным составом; можно специализированные средства, такие как ФУМ-лента, нить Тангит Унилок и так далее;
Читать еще:  Какой автомат ставить на газовый котел отопления?

Варианты уплотнения резьбового соединения

  1. муфта закрепляется контргайкой;
  2. все элементы соединения в сборе фиксируются при помощи газового ключа;

Последовательность сборки трубопровода при помощи сгонов

  1. проверяется герметичность полученного соединения. При наличии течи через фитинг рекомендуется увеличить количество герметизирующего материала и плотнее затянуть гайку.

Что такое сгон и как его установить, смотрите на видео.

Стандартные сгоны могут быть установлены на трубопроводные системы при соблюдении следующих условий:

  • максимальное давление внутри магистрали не превышает показателя в 16 атмосфер;
  • максимальная температура рабочей среды – 175°С.

При необходимости установки сгонов на системы с иными параметрами требуется изготовление сгонов по индивидуальным параметрам.

Какие сгоны для сантехнических труб самые надежные?

Для сборки и разветвления трубопроводов, предназначенных для разных целей, в сантехнике применяются различные соединительные заготовки. Важную роль в списке этих деталей выполняют соединительные фитинги – муфты и сгоны. Как и у других элементов для труб, у них есть собственные условия использования, отличительные особенности и технические характеристики. Разберем, что такое сгон для трубопровода, какие виды есть, как его применять для соединения труб.

Что такое сгон для монтажа трубопровода?

Сгон представляет собой соединительную сантехническую заготовку, предназначенную для состыковки труб при прокладке системы коммуникаций. От этой детали зависит надежность и единство огромной системы. Кроме того, фитинги во многом облегчают процесс объединения отдельных узлов в целостный трубопровод.

Сантехники, упоминая сгон для труб стальной, имеют в виду:

  1. Патрубок с короткой резьбой на 5 витков с одного конца и длинной резьбой на 20 и больше витков с другой стороны.
  2. Длинную резьбу, которая нарезана на подводке к коммуникационному оборудованию.

Данный соединительный фитинг дает возможность демонтажа определенного участка трубопровода в той области, где стыкуются неповоротные элементы. А вот использовать сгон в месте, где заготовку можно вывинтить из муфты, не стоит, поскольку это повышает вероятность возникновения течи на участке с большим количеством резьбовых сочетаний.

Стоит сказать и о муфтовом соединении. Это сантехническая заготовка с одинаковым размером наружного и внутреннего диаметра трубы. У муфты с двух сторон резьба внутренняя, что требует того, чтобы резьбовая нарезка на приборе была два раза короче. В этом случае можно вкрутить в фитинг трубы с двух сторон на равное расстояние.

Таким образом, сгон – это сантехнический фитинг в виде короткой трубки с короткой резьбой на одном конце и с длинной резьбой – на другом. На него навинчивается целиком муфта и контргайка.

При этом специалисты рекомендуют выбирать сгоны с наиболее длинной резьбовой нарезкой, чтобы все детали поместились на ней. В противном случае расстояние между сгоном и концами трубопровода придется увеличить, а это значительно снизит прочность и надежность такого соединения.

Где чаще всего применяются сгоны:

  1. На подводке к батареям системы отопления, прежде всего, к чугунным радиаторам старого образца.
  2. На стальных подводках, водопроводных и отопительных стояках после вентилей, что позволяет легко заменить трубу или снять ее для чистки или ремонта.
  3. На жесткой подводке к кухонным смесителям советского периода — «елочка».

Так как этот фитинг, как правило, используется для прокладки водопроводной сети, то металлический сгон нужно периодически обрабатывать средствами против коррозии.

Какие преимущества дает соединение труб сгонами?

У соединения неподвижной коммуникационной системы сгонами имеется множество достоинств:

  • при монтажных работах можно отказаться от использования специального прибора для сварки металлических труб;
  • собрать все детали воедино может любой хозяин без специального образования и квалификации по монтажу;
  • легко соблюдать технологические рекомендации по сочленению различных трубных элементов;
  • прочная и надежная состыковка заготовок и трубок без сварочного аппарата;
  • при монтаже создается разборный блок для простоты проведения ремонтных работ и замены основных элементов участка.

Специалисты отмечают и один важный недостаток – возможное появление течи в случае негерметичного сочленения при помощи контргайки.

Важно! Главное условие надежного соединения – точное соответствие габаритов всех элементов, поэтому параметры труб в месте сочленения очень важны. Сантехники рекомендуют следить за тем, чтобы сгон был немного длиннее разрыва.

Какие виды соединительных фитингов бывают?

По металлу изготовления трубопроводные сгоны специалисты разделяют на изделия из:

  1. Никеля. Такие изделия делают соединения более привлекательными с эстетической точки зрения, поэтому, как правило, применяются в жилых помещениях.
  2. Стали. Устанавливаются в трубопровод, который укладывается в грунт. Чтобы защитить соединения от коррозии, их перед погружением в грунт, окрашивают.
  3. Оцинкованные. Часто используются на открытых участках трубопровода, который подвержен влиянию различных атмосферных явлений.

Госстандарт определил следующие разновидности размеров соединительных заготовок:

  • 150×50×65×17 мм,
  • 130×32×55×13 мм;
  • 110×15×40×9 мм; где:

первый параметр – длина, второй — внутренний диаметр, третий — длина одной резьбовой области, последний – длина другой резьбовой области.

Сантехники разделяют сгоны также на следующие разновидности:

  • компенсирующие;
  • короткие;
  • длинные.

Габариты фитингов всегда должны соответствовать диаметру трубопровода, в который они монтируются. Для этого используются такие номинальные размеры:

  • ДУ15 (½ дюйма);
  • ДУ 20 (¾ дюйма);
  • ДУ 25 (1 дюйм);
  • ДУ 32 (1 ¼ дюйма);
  • ДУ 40 (1 ½ дюйма);
  • ДУ 50 (2 дюйма).

Помимо этого, выпускаются детали с другими промежуточными величинами, поэтому соединительные элементы стоит выбирать, учитывая размеры труб.

Как сделать сгон своими руками?

К сожалению, на практике часто случается так, что длина фитингов на стояках и подводках разнится от стандартных габаритов, поэтому приходится несколько раз перемерять и подбирать детали в каждом конкретном случае отдельно.

Если не удается отыскать сгон нужного размера, то его можно сделать своими руками. Для этого нужны:

  • водогазопроводная труба;
  • тиски;
  • плашка с держателем;
  • напильник для снятия фасок;
  • болгарка или ножовка по металлу;
  • любое масло для смазки.

Инструкция по самостоятельному изготовлению металлического сгона:

  1. Отрезать по длине трубу.
  2. Снять наружные фаски при помощи напильника с обеих сторон.
  3. Зажать в тиски отрезок трубки.
  4. Смазать трубу маслом, чтобы уменьшить усилие при нарезке резьбы.
  5. Надеть плашку направляющей рамкой на трубу и максимально прижать их друг к другу.
  6. Одновременно поворачивать рамку по часовой стрелке. Прекратить прижимать плашку можно только после нарезки двух витков;
  7. На участке короткой резьбы нарезается пять ниток, а на длинном участке – двадцать.

После того, как будет сделан заход, можно перевернуть плашку, чтобы сделать ее износ равномерным.

Как правильно собрать трубопровод?

Чтобы соединить трубопроводную систему, нужно поэтапно сделать несколько простых действий:

  1. Прежде всего, нужно накрутить муфтовое соединение на участок трубки.
  2. После этого, короткую сторону сгона нужно до упора вкрутить в муфту, чтобы соединение было прочным.
  3. На длинный участок сгона необходимо накрутить контргайку.
  4. Затем прикручивается соединительный фитинг.
  5. К трубе приложить конец сгона и подкрутить муфту так, чтобы она закрепилась на трубке.
  6. Потом нужно закрепить фитинг при помощи контргайки, подкрутив ее к муфте таким образом, чтобы между заготовками оставалось расстояние около 2,5-3см.
  7. Детали необходимо накручивать по направлению вращения контргайки, которую следует при помощи гаечного ключа завинтить до упора, чтобы уплотнить соединение и предупредить протечку в этом месте.

Чтобы сделать стыки всех элементов герметичными, на резьбу наматывают ФУМ-ленту.

Как демонтировать резьбовые соединения?

Чтобы защитить газо- или водопровод от коррозии металла, его красят, увеличивая тем самым срок его эксплуатации. Но после покрасочных работ демонтировать резьбовые соединения весьма затруднительно. Поэтому специалисты рекомендуют не окрашивать фитинги многократно, одного раза вполне достаточно.

Если соединительные детали подверглись многократной покраске, то перед демонтажными работами нужно удалить краску при помощи ножа или паяльной лампы.

Затем разбираемый участок трубопровода нужно смазать консистентным жиром, чтоб сделать процесс разбора более легким.

На сложность разборки влияет материал изготовления заготовок. К примеру, чугунные элементы, накрученные на стальной трубопровод, легко открутить обычным гаечным ключом. А вот стальную муфту практически невозможно им раскрутить. Для этого нужно нагреть соединение паяльной лампой или газовой горелкой в течение 20-50 минут, в зависимости от диаметра трубок и фитингов.

Таким образом, при использовании муфт и сгонов можно создать сборно-разборное соединение участка трубопроводной магистрали, что в случае необходимости проведения ремонтных работ позволяет демонтировать определенную часть системы, не разбирая трубопровод полностью.

Как заварить трубу с водой электросваркой

Возникают ситуации, когда дефект на трубопроводе приходится устранять при подаче воды. Чаще свищи возникают на сварных трубах, устранить их можно, сварив водопроводную трубу электросваркой с использованием наплавочных электродов. Хотя сварка будет непрочной, серьезную аварию, утечку воды удастся предотвратить.

Перед проведением сварки магистральное давление понижают до возможных пределов. Для выполнения работ требуется опыт. Новичку с такой сваркой не справиться. Особенно сложно заваривать чугунные стояки. У чугуна большая текучесть, при нагреве происходят структурные изменения в металле, ухудшающие эксплуатационные характеристики.

Почему возникает необходимость сварки трубы с водой

Варить трубы с водой приходится в следующих ситуациях:

  • когда после ввода системы в эксплуатацию обнаруживаются непровары стыков;
  • иногда при монтаже сварных труб в магистрали оказывается дефектная;
  • когда нельзя оставить без воды большой район;
  • нет возможности слить воду или это экономически нецелесообразно;
  • нужно срочно врезать запорную арматуру или узел учета;
  • из-за уклона вода остается в трубе после слива системы.

Это не все ситуации, при которых нужна сварка трубопроводов с водой.

Особенности сварки водопроводных труб

Заварить трубу с водой можно электродуговой, газовой сваркой, полуавтоматом с применением наплавочной проволоки. Электросварка водопровода, заполненного водой, связана с некоторыми особенностями:

  1. Рабочий режим сварки при заделке дефектов, утечек воды регулируется. Если нет риска прожогов истонченной ржавчиной стенки, силу тока при сварке системы ХВС, заполненную водой, увеличивают на 5–10% в зависимости от вида сплава. За счет охлаждения стенки электрод к ней не будет прилипать при сварке. В зависимости от вида сварочного аппарата, варят на переменном или постоянном токе. Предпочтительнее переменный, дуга при сварке будет стабильной. Соединение образуется даже под толстым слоем воды. Если нужен качественный шов, используют постоянный ток. Хотя напряжение при сварке будет нестабильным, но расплавленный металл наплавки будет глубже проникать в область дефекта при сварке трубопровода с водой.
  2. Для работы электроды выбирают по виду материала трубопровода. Для сварки нержавеющих труб подходят НЖ-13, для ремонта чугунных стояков – МНЧ-2 или ОЗЧ-2, или можно заварить серое высокоуглеродистое чугунное литье. При использовании инвертора в качестве источника тока для ремонтных работ на водоводах приобретают электроды МР-3с, ЦЧ-4, они плавятся на низких токах, имеют невысокую температуру плавления. Электроды предварительно прокаливают, нагревая до 200°С выдерживают от 40 минут до часа.

Какие могут возникнуть сложности

Во время ремонтной сварки водопроводных труб электросваркой качество у шва от контакта с водой будет невысокое. Такая заделка дефектов – временная мера. Она не предусмотрена ГОСТом. При повышении давления воды, опрессовке системы шов, образуемый при сварке, способен треснуть. За такую работу берутся не все сварщики. Наплавка металла в зоне повреждения нередко приводит к множественным свищам вокруг зоны наплава, потому что при сварке активизируется процесс окисления от контакта с водой. Вместо одного свища образуется множество.

Сварка трубопровода, в котором вода, технологически сложная работа еще по ряду причин:

  • Из-за образующегося от воды пара во время сварки приходится периодически протирать маску, рабочая зона плохо просматривается.
  • Вода постоянно остужает рабочую зону сварки, не дает металлу проникнуть на большую глубину. Сразу происходит схватывание, начинается кристаллизация.
  • При протечке трубопроводов, расположенных под потолком, от воды намокает спецодежда. Это чревато пробоем тока. Рука дергается, происходит залипание электрода.

Как заварить трубу с водой

При сварке труб под давлением, заделке свищей чаще применяют обычную сварку инвертором.

Свищи, протечки воды возникают из-за неправильного выбора режима, ударов или коррозионных разрушений. Их устраняют при хорошей освещенности – повреждение должно быть видно со всех сторон. При вертикальном или горизонтальном шве электрод держат перпендикулярно трубе, чтобы вода по нему не стекала. Дефект заплавляется сверху вниз:

  • в верхней точке наносится несколько капель расплава, после прекращения дуги по рабочей зоне пару раз ударяют молотком, чтобы металл глубже проникал в дефект;
  • такую же процедуру проводят, опускаясь до самого низа;
  • когда вода перестанет течь, исчезнет пар, укрепляют стенку вокруг свища, поднимаясь снизу вверх, наносят полумесяцы. Создают дополнительные валики, разбивают их молотком.

Работать надо на малом токе, чтобы не допустить прожогов на поврежденной коррозией стенке.

Ремонт стыков

Бывают ситуации, когда нужно заново проварить весь стык. Сначала варят нижнюю часть стыка, его проваривают через вырезанное в верхней части трубы окно. Его делают любой геометрии: круглым, квадратным, прямоугольным. Это роли не играет, важно обеспечить доступ к стыку. Воду перекрывают, забивая проход тряпками, их вставляют с двух сторон, чтобы максимально подсушить рабочую зону. Шов делается небольшими фрагментами, по три сантиметра, в две проходки. Вторая делается в противоположную сторону. Когда окалина сбита, тряпку убирают, вода снова будет поступать в трубу. Приступают к боковым частям. Финальная часть работы – заваривание окна, его закрывают приготовленной заплатой, шов проводят вкруговую. Стенки толще 6 мм проваривают дважды в разных направлениях.

Врезка в трубопровод

Когда требуется подключение сантехнических устройств, установка приборов учета или запорной арматуры, сгонять воду из системы необязательно, это бывает слишком накладно.

Отвод для сгона воды или кран проводят по следующей схеме:

  • врезаемый элемент подгоняется под трубопровод;
  • обваривается по всему контуру;
  • после этого сверлится врез через патрубок или разобранный шаровый кран;
  • затем к патрубку монтируется подвод или собирается запорная арматура. После этого открывают подачу воды.

Врезка штуцеров в трубопровод по представленной технологии проводится без снижения давления в магистрали. К ним крепится подсоединяемый элемент.

Читать еще:  Не работает циркуляционный насос в системе отопления

Полезные советы от специалистов

Магистральная система водоснабжения, заполненная водой, источник повышенной влажности. Существуют профессиональные секреты, позволяющие проводить работу качественно. Нужно снизить воздействие воды. Этого достигают несколькими способами:

  1. В свищ вбивают болт соответствующего диаметра с большой шляпкой. Струйка воды уменьшается, образуются только капли. Если свищ круглый, он забьется полностью. Достаточно будет обварить шляпку и наплавить металл вокруг нее. Этот способ подойдет для любого пространственного положения повреждения.
  2. На свищ накладывают гайку большого размера, течь частично устраняется, вода не попадает на электрод, а вытекает через внутренне отверстие гаки. После этого гайку по внешнему краю обваривают. После этого в нее с использованием фума или вкручивают болт, образуется герметичное соединение, дефект устраняется. Внешний вид трубы становится хуже – это минус, но такой ремонт довольно эффективный, не занимает много времени.
  3. Увеличивается объем металла, подаваемого в сварочную ванну. Нескольких капель бывает недостаточно. Величина капли зависит от толщины электрода. Иногда дополнительно берут электрод с обчищенной обмазкой. Первый электрод создает дугу, а когда образуется ванна расплава, в держатель вставляют второй, на котором нет обмазки. Объем наплавочного материала увеличивается, дырка быстрее заплавляется.

Учитывая особенности работы с заполненной трубой, можно самостоятельно сделать ремонт сети без сгона воды из системы. Нужно правильно подбирать электроды по типу стержня, виду обмазки, регулировать рабочий режим тока.

Муфты и сгоны для труб – особенности и применение

Любой трубопровод рано или поздно нуждается в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, поэтому во многих системах применяют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.

Сгон с муфтой и стопорной гайкой

Муфта

Общие сведения

Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Длина резьбы труб при этом два раза короче фитинга, что позволяет вкручивать их на одинаковую глубину.

Особенности муфтового соединения

Чтобы правильно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, необходимо ознакомиться с его спецификой. Если внимательно рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.

Таким образом, деталь накручивается на сбег и стопорится, после чего в нее вкручивается вторая труба. Если окажется, что резьбовой участок трубы длинней, чем свободное пространство фитинга, сбег окажется за его пределами, в результате чего заклинивания не произойдет, и вода потечем по каналам резьбы наружу.

Поэтому после монтажа труб, между ними должно оставаться пару витков. Это правило необходимо соблюдать при самостоятельной нарезке резьбы.

Схема муфтового соединения

Несмотря на то, что муфтовый монтаж является разборным, заменить какой-либо отдельный участок трубопровода, не разобрав всю систему, не получится. Чтобы упростить эту задачу, на отдельных участках конструкции устанавливают сгоны, устройство которых мы рассмотрим ниже.

Сгоны

Общие сведения

Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, является коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет короткую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется длинная резьба, на которой помещается контргайка и полностью муфта для соединения труб.

Желательно чтобы изделие имело достаточно длинную резьбу, так как в случае, если детали не помещаются на участке с резьбой, придется увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.

Надо сказать, что данный соединительный элемент чаще всего применяется для водопроводов. По этой причине он нуждается в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:

НикелированныеЧаще всего применяются в жилых помещениях, чтобы придать трубопроводу более эстетичный вид. Конечно, цена таких фитингов более высокая, чем обычных стальных.
ОцинкованныеИспользуют на участках, где система подвергается воздействию атмосферных явлений.
СтальныеЧаще всего применяют для трубопроводов, которые укладываются в землю. Для защиты от коррозии выполняют их покраску.

Согласно ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб могут быть следующими:

Длина изделия, ммВнутренний диаметр, ммДлина длинного резьбового участка, ммДлина короткого резьбового участка, мм
150506517
130325513
11015409

Кроме того, существуют некоторые промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.

Схема монтажа трубопровода

Особенности соединения

Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:

  • В первую очередь на трубу накручивается муфта.
  • Затем изделие короткой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно получиться крепким, поэтому закручивать детали необходимо до упора.
  • На длинный конец детали нужно накрутить контргайку.
  • Далее со стороны длинного резьбового участка нужно накрутить соединительный фитинг до упора.
  • После этого надо подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, чтобы она постепенно стала переходить на трубу. Чем точней совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
  • Далее фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку надо подвернуть к муфте, оставив расстояние в несколько сантиметров. Образовавшееся пространство между деталями нужно заполнить прядями льна, которые наматываются в сторону вращения гайки. После этого контргайка закручивается до упора, в результате чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.

Контргайку лучше всего накручивать гаечным ключом, так как ее грани довольно узкие.

Обратите внимания!
Для герметичности стыков труб на резьбу следует наматывать фум-ленту.

На фото – закрашенное место соединения деталей

Особенности демонтажа

Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продлить срок эксплуатации системы, однако, демонтировать резьбовые соединения после этого очень сложно. Поэтому окрашивать участки с резьбой можно не более одного раза, а при разборке их нужно промазать консистентным жиром.

Если необходимо разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно необходимо сжечь краску паяльной лампой или счистить ее механическим способом, к примеру, ножом или шилом.

Трудоемкость демонтажа во многом зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна значительно меньше «срастаются» со стальными трубами. Поэтому в большинстве случаев их можно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли получится.

Обратите внимание!
Не стоит усиливать ключ рычагом, так как его можно испортить, не открутив деталь.

Также при разборке трубопровода помогает нагрев. Для этих целей можно использовать газовую горелку или паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 минут до часа. При этом, в процессе прогрева трубу надо периодически поворачивать, чтобы уплотнение обгорело со всех сторон.

Вывод

Муфты и сгоны обеспечивают разборное соединение трубопровода. Причем, использование сгона позволяет демонтировать участок системы без разборки всего трубопровода, что может потребоваться при выполнении различных ремонтных работ. Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

Врезка в трубу без сварки: обзор технологии проведения врезных работ

При сборке и подключении систем подачи воды либо же ее отведения нередко возникает необходимость соединить трубы, и сделать это лучше без применения сварочного аппарата. Однако далеко не все домашние мастера знакомы со спецификой такой тонкой работы. Согласны?

Мы расскажем, как производится врезка в трубу без сварки при прокладке трубных конструкций. В предложенной к ознакомлению статье разобраны все способы выполнения соединений для труб из различных материалов. С учетом наших рекомендаций вы сможете создать прочный, надежно сплоченный узел.

Как соединить трубы без сварки?

Способов подключения труб к основной магистрали без задействования сварки существует несколько. Одни из них относят к числу неразъемных, разобрать которые без разрушения трубопровода практически невозможно. Другие представляют собой разъемные сочленения, которые без особого труда демонтируются, а в случае необходимости и собираются повторно.

Выбор варианта зависит от того, из какого материала произведена труба.

Весь трубный прокат делится на две основные группы:

  • жесткий – трубы, выполненные из чугуна, меди и стали;
  • гибкий – изделия выполнены из полимерных материалов (полипропилена, металлопластика, полиэтилена).

В основе такого разделения лежит необходимость задействования большей площади зацепления в момент соединения деталей полимерных конструкций. Для сравнения: врезку труб из металла можно выполнить в ограниченных условиях, задействуя минимальную площадь зацепления состыковываемых деталей.

Сочленение профильных труб

Самый доступный способ сочленения профильных труб – посредством установки крепежных хомутов. С помощью этих нехитрых приспособлений удобно собирать любые типы малогабаритных металлоконструкций, возводя навесы и стеллажи, теплицы и ограждения, козырьки и модульные перегородки.

Неоспоримым преимуществом задействования крепежей является удобство монтажа и возможность разбирать собранную конструкцию неограниченное число раз.

Для воплощения этого способа потребуется всего три составляющие:

  1. Нарезанный в размер трубный прокат.
  2. Необходимое количество крепежных хомутов.
  3. Гаечный ключ.

Хомуты-крабы могут представлять собой «Х», «Г» и «Т»-образные элементы, с помощью которых удобно состыковывать прямые участки труб, угловые конструкции и одновременно в пределах одного узла соединять до четырех сегментов.

В собранном виде они имеют форму квадрата или прямоугольника, стороны которого плотно обхватывают состыковываемые части металлических труб.

Крепеж крабами не должен вызвать особых сложностей. Вставить нарезанные трубы в хомут и зафиксировать прижимные палки посредством затягивания болтов на системе под силу любому желающему.

Но применять этот способ можно только для профильных труб сечением не более 20 х 20 мм, 20 х 40 мм и 40 х 40 мм. К тому же состыковку элементов можно производить только под прямым углом.

Соединить квадратные трубы без сварки можно и путем установки фитингов заданного профиля.

Крепежи в виде фитингов бывают нескольких видов:

  • Муфты – в местах стыковки на прямых участках.
  • Крестовины и тройники – для установки в местах разветвлений;
  • Колена и повороты – при необходимости изменения направления трубопровода.

С помощью фитингов можно получить неподвижный крепеж, единственным уязвимым местом которого является только подверженность коррозии, которая характерна для заведенных в него торцов состыковываемых элементов .

Такая ситуация возникает в результате скопления внутри крепежа конденсата. Он станет причиной ржавления при условии, что металлические трубы не обработаны антикоррозионным составом.

Способы врезки металлических труб

Выбор оптимального способа врезки зависит от типа устанавливаемых труб и условий их эксплуатации. Подключение можно выполнить под углом в 90 и 45 градусов, расположив их по направлению вертикально вверх или в сторону.

Резьбовой вариант состыковки

Посредством резьбового соединения собирают безнапорные системы, к примеру, системы водоотведения из стали и чугуна или дымоходы из нержавейки.

В большинстве случаев трубная резьба накатывается на специальном оборудовании. Но при желании эту процедуру можно произвести вручную с помощью режущего инструмента, оснащенного зубцами – плашки. Для этого отрезают заготовку заданной длины, делая запас на припуск для резьбовой части.

Работу выполняют в такой последовательности:

  1. В слесарных тисках укрепляют отрезки труб, исключая тем самым риск прокручивания заготовок.
  2. Чтобы облегчить фиксацию плашки, с наружной части заготовок под углом в 45° снимают фаску.
  3. На зачищенный конец трубы осторожно наживляют плашку, внимательно следя за тем, чтобы не допустить перекоса. В случае обнаружения такового на первых же кругах плашку необходимо снять, заготовку обстучать, а процедуру начать по новой.
  4. Наживленную плашку постепенно накручивают на трубу. После нескольких витков нужно с помощью уровня проверить правильность нарезки.
  5. Выполнив трубную нарезку на необходимую длину, снимают инструмент путем проворачивания его в обратном направлении по готовой резьбе.

Если инструмент в какой-то момент перестал проворачиваться, нужно сделать один оборот в противоположном направлении и удалить с резьбы застрявший кусок стружки, затем продолжить работу. Чтобы упростить работу по созданию соединения на резьбе, торцы заготовок и режущий инструмент рекомендуется смазать машинным маслом.

В случае, если приходится производить нарезку в условиях, когда труба близко расположена к стене, довольно сложно осуществить полный оборот инструментом вокруг трубы. Облегчить задачу поможет задействование плашкодержателей. Они оснащены храповыми механизмами.

Прежде чем закручивать резьбовое соединение, важно убедиться, нет ли на торцах труб осевшей стружки или заусениц. Закручивание резьбы следует выполнять с некоторым усилием.

Со способами нарезки резьбы на трубах для устройства водопроводной системы познакомит эта статья. Рекомендуем ознакомиться с весьма полезной информацией.

Путем установки хомута

Этот способ соединения выбирают для создания разъемного соединения труб в тех случаях, когда необходимо состыковать элементы без сварки и без резьбы. Хомуты представляют собой плоские кольца с соединительными выступами или без них, в которых предусмотрены отверстия для шпилек и болтов.

Последовательность сборки узла с фланцевым соединением:

  1. В месте предполагаемой врезки делают срез трубы, выдерживая прямой угол. Фаску на конце трубы делать нет необходимости, достаточно лишь создать максимально ровную линию реза.
  2. На зачищенный от заусениц срез надевают хомут.
  3. Для герметичности соединения вставляют резиновую прокладку таким образом, чтобы она выступала за линию среза на 10 мм.
  4. На прокладку надвигают фланец. Его соединяют с ответной частью, установленной на торец второй состыковываемой трубы, и фиксируют посредством прикручивания болтов.

При закручивании болтов соединительных хомутов важно не перетянуть с тем, чтобы не повредить хрупкие элементы узла.

Стягивание нужно осуществлять равномерно, аккуратно заворачивая резьбу крепежа по всей окружности. Гайки ответных частей хомута лучше закручивать не последовательно, а попарно. Для этого рекомендуется закручивать диаметрально расположенные друг против друга крепежи.

Установка хомута для подключения к нему коммуникационной линии производится следующим образом:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector