Provipstroy.ru

Строительный Мастер Provipstroy.ru
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сравнение герметиков для резьбовых сантехнических соединений

Сравнение герметиков для резьбовых сантехнических соединений

Есть несколько градаций надёжности резьбовых соединений в сантехнике. В зависимости от используемых средств герметизации, расчётная долговечность резьбовых фитингов может сильно варьироваться, поэтому нужно знать, как работает тефлоновая лента, анаэробная паста, лён и другие резьбовые герметики. RMNT.RU подробно об этом расскажет.

  • О резьбовых сантехнических соединениях
  • Какие существуют виды герметиков
  • Правильная намотка ФУМ и пакли
  • Паковка на твердеющие и анаэробные герметики
  • Видео по теме

О резьбовых сантехнических соединениях

Герметизация разъёмных соединений обеспечивается прокладками, которые при затягивании накидной гайки плотно зажимаются между торцами труб или в специальных пазах фитингов. В неразъёмных же соединениях всё работает по другому принципу, для понимания которого нужно знать основные отличия трубной резьбы от обычной метрической.

Первое отличие — это система измерений: трубная резьба является дюймовой, то есть её два основных показателя — это внешний диаметр трубы и количество витков резьбы на дюйм длины. На герметичность резьбового соединения это никак не влияет, зато имеет значение другой параметр — профиль резьбы. Если метрические резьбы имеют острую вершину, у дюймовых она плоская. При этом если посмотреть на разрез резьбового соединения, можно увидеть, что площадки при вершинах не располагаются вплотную.

Такой профиль позволяет оставить в резьбовом соединении немного пространства, которое заполняется герметиком. При закручивании резьбы силы трения возникают только между одной парой граней. При этом витки наружной резьбы немного выталкиваются из внутренней, таким образом зазор между полками вершин увеличивается. Чтобы компенсировать это, герметизирующий состав должен обладать способностью к расширению и при этом не уменьшаться в объёме в течение всего срока службы.

Какие существуют виды герметиков

В сантехнических соединениях используется три типа средств герметизации: намоточные, пластичные твердеющие и анаэробные. Нельзя однозначно выделить лучший тип герметика, каждый представлен достаточно широким ассортиментом материалов различного качества. Просто определённые средства оптимально подходят для своих целей.

Наиболее популярный вид намотки — лента ФУМ. Бывает водопроводной (толщиной 0,07–0,2 мм) и газовой (0,1–0,25 мм). Лента изготавливается из тефлона (фторопласта), этот материал очень пластичен, под давлением, возникающим при затягивании резьбы, слои намотки спаиваются между собой. Кроме того, ФУМ образует гладкую поверхность, способствуя более лёгкому проворачиванию резьбы.

Второй вид намотки — льняная пакля. Применяется со смачиванием масляной краской или специальным герметиком. Особенность пакли в том, что льняные волокна набухают при контакте с водой, уплотняя резьбовое соединение. Недостаток пакли в органическом происхождении, чем вызвана вероятность гниения и потери герметичности.

Твердеющие герметики — это гели или пасты со сложной химической формулой. Процесс отверждения может инициироваться нагревом, возникающим при трении витков резьбы или посредством принудительного повышения температуры. Также есть средства химического отверждения, для которых катализацией служит контакт с металлом. Герметики имеют два преимущества: положительную усадку и высокую скорость выполнения соединений. Часть из них рекомендуется применять по совместительству с льняным волокном.

Анаэробные уплотнители относятся к отдельной категории твердеющих герметиков. Их преимущество в том, что для полимеризации не нужен контакт с кислородом, при этом выступившие остатки клея долгое время остаются в жидком состоянии и могут быть использованы для герметизации других соединений. Анаэробные пасты бывают двух типов: одни предназначены для обычных условий, другие способны выдерживать существенные механические воздействия и высокие температуры.

Правильная намотка ФУМ и пакли

Намотка всегда выполняется на наружную резьбу, начиная от задней части. Перед выполнением соединения нужно убедиться, что все витки резьбы чистые. Для этого следует тщательно оттереть их металлической щёткой и промыть растворителем, например, техническим ацетоном или уайт-спиритом. После обезжиривания резьбу нужно насухо вытереть чистой ветошью.

Как было сказано, фторопласт обладает низким коэффициентом трения, но это свойство может приводить к проворачиванию намотки на витках наружной резьбы, что недопустимо. Практически все современные системы фитингов имеют насечки на наружной резьбе, предупреждающие проскальзывание ленты. Если их нет, потребуется поцарапать вершины резьб надфилем в осевом направлении.

Ленту наматывают толщиной от 4–6 слоёв для резьбы на 1/2» до 12–14 слоёв для резьбы 1+1/4». Намотку нужно вести строго в направлении вращения резьбовой муфты, то есть по часовой стрелке, если смотреть на открытый торец фитинга. Если ведётся паковка арматуры, для которой важно пространственное положение, нужно предварительно посчитать число витков на сухую, чтобы остановиться на последнем неполном обороте. Лента ФУМ не терпит обратного проворачивания соединения, даже ослабление затяжки может привести к потере герметичности.

Одна из разновидностей тефлоновой намотки — сантехническая нить. Она изготовлена из того же материала, но несколько удобнее в применении. Нить также следует наматывать от корня резьбы к краю, но при этом последний слой намотки должен обязательно вестись строго по виткам в обратном направлении, чтобы образовались заходные канавки.

Принципы работы с паклей отличаются не сильно. Нужно выделить из копны тонкую прядь и при намотке укладывать её точно по виткам, пока волокно не покроет вершины резьбы. Чтобы снизить трение при закручивании и уплотнить соединение, слои намотки перемежаются твердеющим герметиком типа Unipak или густотёртой краской. Одна из особенностей уплотнения на пакле в том, что допускается проворачивать резьбу до 45° в обратном направлении.

Паковка на паклю считается наиболее надёжным и долговечным видом соединения, но только при условии, что применяется правильная смазка. Растворитель в краске и присадки в герметике оказывают антисептическое действие, предотвращая развитие процессов гниения. Демонтаж таких соединений выполнить сложнее, чем при использовании ленты ФУМ: раскрутить резьбу удастся только после нагрева и знакопеременного механического воздействия.

Паковка на твердеющие и анаэробные герметики

Как и при использовании намотки, потребуется тщательная очистка и обезжиривание обеих сторон резьбы. Кроме того, рекомендуется работать в одноразовых перчатках, ведь большинство герметиков достаточно липкие и их трудно оттереть с кожи.

Пользоваться герметизирующими пастами крайне просто, единственная проблема заключается в том, что таких средств существует достаточно много разновидностей. Их следует выбирать по диаметру резьбы, типу жидкости и её температуре, установленному времени фиксации. Все условия, при которых допускается применять определённый герметик, указаны в инструкции.

К примеру, обычная паста белого или серого цвета считается наиболее универсальным вариантом. Эти герметики подходят для соединения труб диаметром до 2», но уже для резьб больше 3/4» может требоваться дополнительная подмотка льняного волокна. Внимательно изучите инструкцию: время высыхания у обычных герметиков может достигать суток, до этого нельзя подавать жидкость в систему.

Анаэробные герметики, как правило, имеют синий, зелёный или красный цвет. Единой зависимости свойств от цвета не существует, но в большинстве случаев есть разница между холодными и тёплыми оттенками герметика:

  • Синие и зелёные гели относятся к стандартным анаэробным герметикам. Их основное свойство — способность не твердеть на воздухе, полимеризация происходит только в безвоздушном пространстве при контакте с металлом.
  • Красные и оранжевые анаэробные герметики считаются средствами быстрой фиксации высокопрочных соединений. Они твердеют всего за несколько минут, что позволяет их использовать для быстрого устранения течи и вводить систему в работу практически сразу после паковки. Однако при этом может потребоваться предварительный нагрев резьбы.

Видео по теме

Лён, фум-лента или клей-герметик: выбираем идеальный уплотнитель резьбовых соединений

В каждой городской квартире и на каждом дачном участке проложены многие метры водопроводных труб. Эти трубы состоят из многих секций и разветвлений, по дороге установлены краны, муфты и водосчётчики. Все эти устройства соединяются в единое целое с помощью резьбовых соединений. И соединения не должны протекать. Для защиты от протечек имеются в продаже различные средства. Приходится решать задачу. Лён, фум-лента или клей-герметик: выбираем идеальный уплотнитель резьбовых соединений.

Варианты герметизации

На самом деле вариантов герметизации гораздо больше. Имеются различные пасты для уплотнения резьбовых соединений, очень эффективным средством является сантехническая нить.

Фум-лента

Фум-лента привлекает простотой и чистотой применения. Продаётся она в небольших катушках. Свободный конец ленты нужно приложить к дальнему концу внешней резьбы, придерживая его пальцем, протянуть ленту наискосок вверх и налево к первому витку резьбы, затем начать внатяг наматывать по резьбе. Каждый последующий виток перекрывает половину предыдущего. В итоге получится двухслойная намотка.

Не все сантехники признают надёжность этого уплотнителя, поэтому применяют его только на даче. Там, даже если соединение будет немножко протекать, больших неприятностей не произойдёт. Для газа и для воды применяются разные виды фум-ленты – газовая чуть потолще.

Лён и паста для уплотнения резьбовых соединений Unipak 360 г

Самым старым и самым трудным способом герметизации считается применение сантехнического льна и сантехнической пасты.

Уплотнение льном требует умения и терпения. Надо на глаз взять ровно нужное для данного соединения количество льна, сделать из него ленточку-косичку и аккуратно намотать на резьбу по часовой стрелке, начиная со второго витка. Если льна меньше, чем нужно, то соединение потечёт. Если больше нормы, то лён при намокании разбухнет и может разорвать сантехническую деталь. Брендовая резьба выполняется с зубчиками, которые удерживают лён от прокручивания. Если насечки нет, её надо сделать самому.

ФОТО: masterprof.net Лён для сантехнических работ

Дания производит пасту на основе парафинового масла и минеральных добавок для герметизации резьбовых соединения водопроводов, воздухопроводов и паропроводов. Паста наносится поверх намотанного на резьбу льна. Паста очень плохо отмывается, поэтому рекомендуется обмотать льном все необходимые соединения, затем одноразово все их промазать пастой. Эти соединения очень прочные. Если они сделаны давно, то для и разборки придётся приложить большое усилие.

ФОТО: st-land.ru Паста для герметизации резьбовых соединений

Клей-герметик

Анаэробный сантехнический клей пригоден для труб с питьевой водой. Этот герметик полимеризуется прямо на металлической резьбе в отсутствие воздуха. На пластиковых трубах его применяют только со специальным активатором. Герметик имеет разные степени фиксации. Со средней фиксацией (Medium) − позволяет разобрать соединение, с сильной (Strong) − делает его неразборным. В случаях с краткосрочными соединениями его не следует применять. Перед его использованием детали следует тщательно очистить и обезжирить.

Клей нужно наносить на детали непосредственно перед их свинчиванием и размазать по всей резьбе. Состав застывает через 30 минут, а полная прочность появляется через 2 часа. Очень хорош при соединении пластиковых и металлических труб. Рекомендуется не применять для стальных деталей. Заворачивать свеженамазанные детали легко руками без ключей, а вот раскрутить после фиксации можно только большими ключами с особым усилием или с предварительным нагревом до +170 ° С. После разборки трудно очищать резьбу. Поэтому применять его следует только в удобных для доступа местах.

На герметике собирают долговечные заводские соединения, конечно, соблюдая все правила очистки.

ФОТО: a.d-cd.net Нанесение герметика на деталь

Сантехническая нить

Самым удобным способом сборки герметичных соединений на трубопроводах является применение сантехнической нити Tangit Uni-Lock. Пропитанная защитным составом нить толще, чем фум-лента. Присыхает к металлу не сразу, так что остаётся возможность в небольших пределах регулировать соединение. Для работы с нитью не нужно никаких специальных приспособлений, даже нож для её отрезания закреплён на коробке. Закручивается соединение ключом со средним усилием. На коробке приклеена инструкция с указанием количества витков для труб разных диаметров. На полудюймовую трубу нужно намотать два витка нити. Специалисты считают, что сантехническая нить недолговечна, так что для капитальных соединений её применение проблематично. Но после разборки резьба на деталях легко очищается.

К минусам нити можно отнести её высокую цену. Но более дешёвые варианты опасны своим плохим качеством. Лучше покупать неудобный лён с пастой, чем некачественную нить.

ФОТО: a.d-cd.net Сантехническая нить Tangit Uni-Lock

В соответствии с инструкцией, нить следует наматывать не точно по резьбе, а немного наискосок.

ФОТО: a.d-cd.net Намотка нити на резьбовую часть детали

Заключение

Чтобы сделать хорошее герметичное соединение секций водопроводных труб и сантехнических деталей нужно правильно выбрать вид герметика. А затем по всем правилам нанести его на соединяемые детали. Тогда соединение действительно будет герметичным, не потечёт. На даче протечки не очень страшны, а в городской квартире могут привести к большим неприятностям. Поэтому к герметизации соединений надо относиться с максимальной серьёзностью.

Устраняем воздушную пробку из отопительной системы

Воздушные пробки в трубопроводе и радиаторах отопления нарушают нормальную работу системы и снижают ее теплоэффективность. Удаление воздуха из системы отопления помогает исправить ситуацию. К экстренным мерам придется прибегать заметно реже, если грамотно спроектировать и смонтировать автономную систему, предусмотрев установку воздухоотводчиков во всех проблемных местах.

Подготовка системы отопления

Причины формирования воздушных пробок

Готовая система отопления закрытого типа герметична, но это не гарантирует отсутствия воздушных пузырей. Откуда берется газ в трубах и радиаторах?

Воздух в системе отопления появляется по следующим причинам:

  1. Теплоносителем служит водопроводная вода, не прошедшая специальную подготовку — при нагреве растворенный в воде воздух начинает выделяться, и из мелких пузырьков формируются пробки.
  2. Герметичность системы нарушена, и воздух постепенно засасывается через неплотные соединения.
  3. В ходе ремонтных работ часть контура отсоединялась отсечными кранами, производилась замена или очистка каких-либо элементов, а затем в отремонтированный контур вновь был подан теплоноситель.
  4. Трубопровод проложен с нарушениями нормативов — малый угол уклона труб и неправильный монтаж мест перегибов мешает пузырям газа попадать в специальные устройства — воздухоотводчики. В результате газ скапливается на проблемных участках и мешает нормальной циркуляции теплоносителя.
  5. Если система отопления частного дома заполняется очень быстро (или при подаче теплоносителя не в нижней точке), жидкость не способна полностью вытеснить воздух из сложных по конфигурации мест трубопровода и радиаторов.
  6. Воздухоотводчики отсутствуют или неправильно расположены. Также причиной некорректной работы устройства для стравливания воздуха является его загрязнение механическими включениями в неотфильтрованном теплоносителе.
Читать еще:  Термоголовка для радиатора отопления: выбор и настройка

Ручной кран Маевского на радиаторе

Отдельно стоит рассмотреть газообразование в алюминиевых радиаторах. При контакте металла со слабощелочным теплоносителем выделяется водород, который скапливается в самой верхней точке отопительного прибора. Если радиатор не снабдить воздухоотводчиком, со временем газовая пробка не даст теплоносителю свободно проходить по внутренним каналам отопительного прибора.

Признаки и последствия завоздушенности системы

Если котельный агрегат работает исправно, температура теплоносителя на подаче соответствует норме, а батарея при этом не справляется с нагревом помещения, проверьте в системе отопления наличие воздуха. Воздушные пробки в радиаторах — частое явление, на их наличие указывает неравномерность нагрева прибора, когда верхняя часть остается холодной. Завоздушенность батареи в первое время незначительно снижает ее теплоотдачу, но если проблему вовремя не решить, скопившийся газ перекроет путь теплоносителю и помещение не получит полноценного обогрева.

Пузыри воздуха мешают свободному движению теплоносителя из-за сужения канала, и это провоцирует появление специфических звуковых эффектов. К признакам возникновения пробки относится шум в трубах, клокотание, бурление. В сложных случаях добавляется и вибрация труб.

Завоздушивание системы отопления

Небольшие пузырьки воздуха, которые еще не сформировали пробку, но уже активно выделяются из теплоносителя, превращают его в водовоздушную смесь. Она опасна для циркуляционного насоса, не приспособленного перекачивать газ. На валу насосного агрегата установлены подшипники скольжения, которые должны располагаться в жидкой среде. Высокое содержание воздуха в теплоносителе приводит к преждевременному износу элементов из-за эффекта сухого трения.

Если не стравить воздух из системы отопления, его избыток в теплоносителе может привести к остановке или поломке циркуляционного насоса. Это опасно для твердотопливных котлов, не оснащенных автоматикой: когда циркуляция остановится, в водяную рубашку котла перестанет поступать охлажденный теплоноситель. Перегрев и вскипание жидкости в замкнутом пространстве грозит взрывом, если не сработает группа безопасности.

Зная, как удалить воздух из системы отопления, можно справиться с воздушными линзами в радиаторах, выполненных из материалов, склонного к коррозии и зарастанию. В воздухе содержится углекислый газ и кислород, и они способствуют процессу распада солей кальция и магния, которые растворены в воде. Реакция протекает с выделением углекислоты. Под воздействием высоких температур гидрокарбонатные соединения формируют слой известкового налета, а углекислота способствует коррозии металлических поверхностей. В результате батарея быстрее выходит из строя.

Скопившаяся грязь в отопительной системе способствует выходу из строя радиатора

Чтобы исключить неприятные последствия, запустив систему отопления дома после летнего перерыва, следует проверить ее на наличие воздушных пробок. Если она завоздушена, оперативно примите меры по устранению проблемы.

Система отопления без воздушных пробок

Чтобы в индивидуальной отопительной системе воздух не скапливался на проблемных участках, а выходил наружу, необходимо:

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Рассмотрим, как выгнать воздух из системы отопления с естественной циркуляцией и верхней разводкой. При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу.

Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

Как найти воздушную пробку?

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.

Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке.

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

Избавляемся от воздушной пробки

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки). Спуск воздуха из системы отопления с помощью ручного воздухоотводчика сопровождается шипением и свистом, затем появляются брызги, после чего теплоноситель начинает течь тоненькой струйкой. На этом этапе кран Маевского следует закрыть.

Обратите внимание! Если батарея продолжает плохо греть после развоздушивания, проблема может крыться в засоре. В этом случае прибор отопления демонтируют и промывают. После установки радиатора на место заново, проверьте систему на наличие воздушных пробок.

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом:

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Важно! Если пробка систематически формируется на одном и том же участке трубопровода, врежьте в этом месте тройник и установите автоматический клапан.

Заключение

Приобретая отопительное оборудование, обратите внимание на качество и надежность автоматических воздухоотводчиков — они должны исправно функционировать, чтобы браться за ликвидацию воздушных пробок приходилось только после слива и заполнения контура теплоносителем. Если знать, как спустить воздух с системы отопления, процедура не доставит особых хлопот.

Видео по теме:

Как спустить воздух с системы отопления

Если система отопления частного дома заполняется водой или антифризом, то в ней по разным причинам могут возникать скопления воздуха. Они появляются в разных местах и препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя, что приводит к остыванию как отдельных радиаторов, так и целых стояков. Понятно, что воздух в системе отопления находиться не должен и подлежит удалению тем или иным способом. Цель данной статьи – выявить причины появления воздушных пробок в сети трубопроводов и рассказать о том, как их оттуда «выгнать» в атмосферу.

Почему в системе отопления появляется воздух?

Причин этому явлению достаточно много, мы же перечислим самые основные из них, встречающиеся наиболее часто:

  • ошибки в проектировании или монтаже отопительной системы: это уклоны магистралей, сделанные не в ту сторону, не установленные на всех батареях краны Маевского и прочие огрехи;
  • неправильное заполнение трубопроводов теплоносителем;
  • неисправности автоматических воздухосбрасывающих клапанов;
  • треснувшая мембрана расширительного бака: тогда воздух в закрытой системе отопления появляется, проходя через трещину в мембране;
  • негерметичность системы: это неплотные соединения деталей трубопроводов и оборудования, трещины в некачественных изделиях;
  • выделение растворенного в воде кислорода вследствие ее нагревания.

На практике зафиксированы частные случаи, когда спустить воздух с системы отопления просто невозможно, он появляется там буквально через день. При наличии алюминиевых радиаторов и определенного состава воды внутри отопительных приборов происходит химическая реакция с выделением кислорода и водорода. Эти газы и образуют воздушную пробку, лучший способ этого избежать – организовать автоматический сброс воздуха с помощью клапана, устанавливаемого на радиатор вместо крана Маевского.

Заполнение системы с вытеснением воздуха

Данному вопросу посвящен целый раздел, так как часто во время неправильного выполнения этой операции в сети трубопроводов оказывается воздух. Процедура достаточно проста, если удаление воздуха производится из системы с открытым расширительным баком, находящимся в самой верхней точке. Тут вполне можно справиться в одиночку. Заполнение производится начиная от самой нижней точки, куда в каждой правильно спроектированной системе подсоединен водопровод через отсекающий кран.

Чтобы стравить воздух из системы отопления с открытым баком, надо присоединить к его патрубку перелива длинный шланг, выведенный на улицу. Если котел оборудован группой безопасности, то на время заполнения его лучше отсечь от системы с помощью соответствующей арматуры. Потом надо открыть кран подпитки не более чем на 1/3, чтобы напор из водопровода был небольшой и все элементы системы наполнялись водой постепенно.

Важно. Если проводить операцию под большим водопроводным давлением, то в теплоносителе появится много растворенного кислорода, впоследствии удалить воздух из системы будет гораздо труднее.

Подпиточный кран перекрывается, когда из шланга перелива потечет вода. Затем, взяв инструмент, надо пройти все радиаторы, выпуская из них воздух с помощью кранов Маевского. После чего медленно открывают краны, отсекающие котел. По мере его заполнения автоматический клапан для сброса воздуха, вмонтированный в группу безопасности, будет издавать шипящий звук. В конце следует добавить в систему воды, чтобы уровень в баке составил 2/3 его объема.

Когда спуск воздуха окончен, надо разжечь или включить котел и убедиться, что все радиаторы прогреваются равномерно. Те из них, что остались холодными, должны пройти процедуру развоздушивания повторно. За работой системы и уровнем воды в баке надо наблюдать в течение недели после запуска.

Чтобы правильно спускать воздух из системы закрытого типа, желательно воспользоваться услугами помощника. Процедура отличается от предыдущей тем, что один человек заполняет трубопроводы и следит за показаниями манометра, а второй сбрасывает воздух из батарей, как только давление достигнет 2 Бар. В этот момент подпитка отключается, и пока помощник работает с кранами Маевского, первый человек периодически пополняет систему из водопровода, когда давление в ней падает.

Для справки. В закрытой отопительной системе убрать воздух помогает мембрана расширительного бака, находящаяся под давлением. Когда воздушная пробка уходит в атмосферу, ее место занимает теплоноситель, выдавливаемый мембраной.

Как избавиться от воздуха во время эксплуатации?

В данной ситуации сначала надо определить, откуда берется воздух в трубах. Этому способствует 2 признака:

  • появление холодных участков труб и радиаторов;
  • журчащие шумы в магистрали.

Когда приблизительное местонахождение пробки обнаружено, идем по трубе вверх, до ближайшего автоматического или ручного клапана. Затем, немного приоткрыв кран подпитки, стравливаем воздух через это устройство. Удаление из батареи происходит таким же образом.

К сожалению, этот стандартный способ действует не всегда. В крайнем случае можно попытаться выдавить воздух из неудобного места, увеличив температуру и давление в системе до значений, близких к максимальным. Дальше действовать по стандартной схеме, зачастую пробка двигается с места и все же попадает в сбросной клапан. Но если и это не помогло, придется стравливать воздух через ближайшее разъемное соединение. Это надо делать крайне аккуратно, чтобы не обжечься и не затопить весь дом.

Совет. Когда разъемных стыков на трубопроводах нет, как в сетях из полипропилена, проще опорожнить всю систему или ее часть и правильно заполнить вновь. В процессе не помешает отыскать причину возникновения пробки.

Заключение

На самом деле причин, из-за чего система завоздушивается, очень много. Например, из-за низкого качества теплоносителя может выйти из строя любой клапан для сброса воздуха из системы отопления частного дома, а сразу вы этого не заметите. Отсюда вывод: трубопроводы и батареи необходимо периодически промывать, а клапаны проверять. Иначе придется решать проблему во время отопительного сезона, когда на дворе мороз.

Как правильно выпустить воздух из батареи отопления

Присутствие в отопительной системе воздуха служит препятствием для ее нормальной работы. Начинается отопительный сезон, и многим приходится сталкиваться с такой проблемой как в частных домах, так и в высотках. Холодные батареи, сильный шум внутри них, коррозия на поверхности возникают при появлении воздушных пробок. Проблему можно устранить, если выпустить воздух из батареи отопления.

Причины возникновения

Жителям высоток приходилось сталкиваться с неприятной ситуацией, когда на последних этажах тепло до них не доходит при запуске отопительного сезона. Причин возникновения завоздушивания бывает несколько:

  • ремонтные работы, например, разбор трубопровода;
  • при монтаже не соблюдены направления уклона, размеры магистралей трубопровода;
  • низкое давление;
  • ошибка при наполнении системы отопления;
  • плохая герметизация стыков — через них осуществляется утечка теплоносителя;
  • подключение к отоплению теплого пола;
  • неисправная работа воздухозаборных устройств.

В этом видео вы узнаете как удалить воздух из радиатора:

Проживая в частном доме, сильно беспокоиться из-за небольшой завоздушенности системы не стоит. В ней теплоноситель меняют редко, следовательно, воздух стравится самостоятельно через один-два дня.

Виды циркуляции

Спустить воздух из радиатора отопления можно несколькими способами. Тут многое зависит от циркуляции, которая делится на два типа:

  • принудительная;
  • естественная.
Читать еще:  Ремонт стен в котельной: фото, своими руками

Например, при естественной циркуляции достаточно легко стравить воздух из батареи через расширительный бак. Располагается он в наивысшей точке. Производят прокладку подающей трубы с подъемом к этому бачку. Обычно такая система стоит в частных домах. После спуска воды немного выжидают и откручивают кран на бачке — пробка должна выйти самостоятельно из-за повышения температуры.

Существует несколько видов разводки, в которых спускают воздух по-разному

Если разводка в квартире нижняя, то правильно спускать воздух из батареи аналогичным способом, как при системе с циркуляционным насосом. Выпуск пробки при принудительном режиме достаточно прост: в наиболее высокой точке установлен воздухосборник, который как раз предназначен для спуска воздуха. В таких случаях трубопровод прокладывается изначально с подъемом по мере движения — воздушные пузырьки движутся по стояку, удаление осуществляется через воздушные краны (они стоят в верхних точках для удобства).

Обратный трубопровод прокладывают всегда с уклоном по направлению слива, чтобы можно было осуществлять ускоренное опорожнение при ремонтных работах.

Процедуру спуска воздуха достаточно проводить дважды в начале запуска отопления — для проверки и контроля. Количество спусков может быть увеличено, если система неисправна или в ней есть какие-то дефекты. В случае с алюминиевыми радиаторами сперва спускают воду — так увеличивается срок их эксплуатации.

Разновидности воздухоотводчиков

Сами воздухоотводчики делятся на автоматические и ручные. В случае с ручными их называют еще Маевскими. У них небольшие габариты, ставят их на торцевых частях отопления. Регулировка крана осуществляется при помощи ключа, а кто-то справляется вручную. Конечно, небольшие размеры сказываются на производительности. Кран Маевского подойдет лишь для локального избавления от воздушных пробок.

Автоматические варианты работают без человеческого вмешательства. Установить их можно горизонтально или вертикально. Производительность довольно высокая, но есть и существенный минус — повышенная чувствительность к загрязнениям. В связи с этим их монтаж осуществляют сразу с фильтрами для надежности.

Устанавливают автоматические воздухоотводчики по определенной схеме: по линии труб в нескольких разных точках. Получается, что сброс воздуха происходит отдельно из каждой группы. Такую многоступенчатую систему обезвоздушивания называют наиболее эффективной. Если осуществить правильную прокладку труб, то проблем с выводом воздуха не возникнет.

Места образования и устранение

Выпускать воздух из батареи нужно в том случае, если нет сомнений в его наличии. На завоздушивание указывают неожиданно возникшие булькающие звуки. Кроме того, хозяин начинает замечать, что прогрев неравномерный. Чтобы восстановить циркуляцию радиатора, требуется удалить воздух.

Если система полностью завоздушена, сначала определяют места образования пробок, постукивая по трубам молотком. Звук более сильный и звонкий в местах образования пробки, участки будут отличаться и более низкой температурой. Обнаружив место с воздухом, требуется выполнить следующие действия:

  1. Подготавливают ключ или отвертку, а также тазик для воды. Термостат открывают до максимального уровня, далее подставляют емкость.
  2. Открывают клапан, убедившись, что вся вода изнутри будет попадать в подставленную емкость. Можно дополнительно разложить вокруг тряпки.
  3. Клапан нужно держать открытым, пока не стечет вся жидкость. Легкое шипение указывает на выход воздуха. Значит, манипуляции выполняются верно.
  4. Если после процедуры все равно трубы плохо греются, то они нуждаются в продуве и промывке — скопление ржавчины внутри тоже может вызывать появление воздуха.

Помимо механического удаления воздуха, существует автоматическое

Если такие манипуляции не улучшили ситуацию, то проверяют уровень заполнения системы. Нередко пробки возникают в зоне изгиба труб, поэтому при монтаже обычно соблюдают их размеры, направление. Если в каком-то месте уклон отличается от задуманного проекта, обязательно устанавливают дополнительные спускные вентили.

Чаще пробки появляются в алюминиевых радиаторах, так как этот материал не отличается особым качеством. Алюминий вступает в реакцию с теплоносителем, результат — образование газов, которые требуется постоянно удалять из системы. Тут обычно советуют заменять алюминиевые варианты на более качественные с наличием антикоррозионного покрытия, а также не забывать про воздухоотводчики.

Чугунные батареи

Кран Маевского упрощает работу, но далеко не на всех батареях присутствует такое удобное приспособление. Например, на чугунных вариантах чаще можно встретить обычную заглушку, закрученную на паклю и покрытую краской. Убрать ее проблематично. Конечно, можно посетить соседей снизу или сверху, у которых предусмотрен кран Маевского на радиаторе — так можно будет получить доступ к теплоносителю. Но такое не всегда представляется возможным.

Придется прибегать к «дедовскому» методу. Потребуется тазик, ведро и много ненужных тряпок. Пробку голыми руками даже можно не стараться открутить, нужно взять разводной ключ. Не лишним будет и растворитель краски, наверняка заглушка присохла за длительный срок намертво. Дальше действуют по инструкции:

  1. Наносят на заглушку растворитель, выжидают двадцать минут.
  2. Проводят по резьбе разводным ключом, пока заглушка не станет поддаваться. Должен раздаться звук выходящего воздуха.
  3. Когда звук затихнет, нужно намотать на заглушку новый слой «фумки», вставить ее на прежнее место. Если требуется — подкрасить место стыка.

Чтобы не переживать об обогреве комнаты в зимний период, надо просто своевременно осуществлять удаление воздушных пробок, мешающих нормальному движению теплоносителя. Результатом будет теплая, уютная атмосфера в доме даже в самые сильные морозы.

Как выгнать воздух из системы отопления

Из-за скопления кислорода и углекислого газа в системах отопления появляются воздушные пробки. Чаще всего эта проблема возникает после длительного простоя, например, по окончании летнего сезона перед первым её запуском, после ремонта или замены каких-либо деталей. Поэтому, чтобы обогрев помещения был полноценным и не вызывал дискомфорта, нужно знать, как удалить воздух из системы отопления в частном доме.

Так выглядет завоздушивание системы на тепловизоре

  1. Причины появления и последствия
  2. Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах
  3. Методы удаления воздуха
  4. Системы с естественной циркуляцией
  5. Системы с принудительной циркуляцией
  6. Виды воздухоотводчиков
  7. Кран Маевского
  8. Автоматический воздухоотводчик
  9. Сепаратор воздуха
  10. Профилактика

Причины появления и последствия

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Признаки, по которым можно определить, есть ли воздушные пробки в трубах и радиаторах

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Методы удаления воздуха

Существуют системы отопления с принудительной и естественной циркуляцией теплоносителя. В первом случае жидкость течёт с помощью циркуляционного насоса, а во втором благодаря определённому наклону труб и давлению в них.

Системы с естественной циркуляцией

Для вывода воздуха из системы этого типа используется расширительный бачок. Он устанавливается в наивысшей её точке. Большая часть воздуха самостоятельно выводится через него при нагреве теплоносителя. Если же воздушные пробки всё равно остались, то многие специалисты рекомендуют увеличить количество жидкости в системе, открыв при этом воздухоотводчики. Тем самым теплоноситель сам вытеснит движением и давлением воздух из сети.

Системы с принудительной циркуляцией

В системах с циркуляционным насосом трубы и радиаторы расположены ровно и без уклона. Для вывода из них воздуха используются воздухоотводчики. Их всегда монтируют на перегибах и в наивысших её точках, так как именно там и происходит скопление газов.

Заливать теплоноситель в систему нужно медленно, так как из-за быстрого наполнения образуются пузырьки с воздухом. Одновременно с этим нужно удалять воздух из радиаторов и других элементов. Чем протяжённее система, тем дольше её заполняют теплоносителем. Если к сети отопления подключен тёплый пол, то установка воздухоотводчиков обязательна, так как часто трубы расположены на разной высоте. Также нужно постоянно следить за количеством теплоносителя в системе, чтобы исключить возможность попадания в неё воздуха.

Виды воздухоотводчиков

Клапаны для удаления воздушных пробок бывают автоматическими и ручными. Ко второму типу воздухоотводчиков относят краны Маевского. Их используют не только для вывода воздуха, но и для его запуска, чтобы слить теплоноситель из системы.

Кран Маевского

Это устройство изготавливают из латуни, имеет простую, но надёжную конструкцию. Основные детали крана Маевского – это корпус и винт. Все детали клапана максимально плотно расположены друг другу, благодаря чему теплоноситель не может выйти наружу. Открывают кран с помощью специального ключа, отвёртки или рукой.

Перед тем как убрать воздух из системы отопления, необходимо подготовить ёмкость для теплоносителя и инструменты. Пошаговая инструкция удаления воздушных пробок с помощью крана Маевского:

  1. Если система отопления работает с помощью циркуляционного насоса, то его следует выключить на время сброса воздуха.
  2. Ключом, отвёрткой или рукой поворачивается кран на 1 оборот против часовой стрелки. Сразу же будет слышно шипение выходящего из радиатора воздуха.
  3. Как только начал вытекать теплоноситель, значит, воздушная пробка удалена, кран Маевского обратно закрывают.

Автоматический воздухоотводчик

Это устройство самостоятельно выводит воздух из системы отопления. Устанавливается либо вертикально или горизонтально. Состоит из латунного корпуса, поплавка, выпускного клапана и шарнирного рычага. Чтобы теплоноситель не мог протечь через него, воздухоотводчик оснащён защитным колпачком.

Принцип работы следующий: если воздуха в камере нет, то выпускной клапан закрыт. По мере его поступления внутрь поплавок опускается. Как только камера полностью заполняется, выпускной клапан открывается, и воздух выводится наружу. После чего поплавок снова закрывает выпускной клапан.

Сепаратор воздуха

Это устройство состоит из металлического корпуса, воздухоотвода, сливного крана и трубки с сеткой. В отличие от обычных воздухоотводчиков, сепаратор сам отбирает воздух из воды. Проходя через сетку теплоноситель завихряется, благодаря чему и образуются пузырьки воздуха. В итоге они поднимаются наверх, и газы удаляются через воздухоотводчик. Помимо воздуха сепаратор отделяет песок, ржавчину и другие примеси. Удаляют шлам через сливной кран, расположенный снаружи на дне корпуса.

Профилактика

Чтобы не было проблем с воздушными пробками, необходимо установить воздухоотводчики у каждой группы отопительных элементов. Так, например, для удаления воздуха из котла автоматический клапан для вывода газов монтируется прямо на нём. Так же им оснащаются все коллекторы. На радиаторах с торца устанавливаются краны Маевского.

Если после выпуска воздуха, радиаторы всё равно плохо нагреваются, следует полностью слить теплоноситель. Так как возможно, что в сети слишком много грязи, а она значительно снижает циркуляцию жидкости в батареях.

Спускаем воздух с системы отопления. Как удалить воздушную пробку?

Отопительная система в частных коттеджах и многоквартирных домах включает в себя трубы и радиаторные батареи, подверженные в процессе эксплуатации естественному завоздушиванию. Попадающие в конструкцию воздушные массы образуют пробку, что затрудняет или полностью останавливает перемещение теплоносителя в трубах. Результатом подобной ситуации становится отсутствие прогрева воздуха в помещениях до необходимых температурных показателей. Существует несколько способов спустить воздух с системы отопления. Давайте разберемся в вопросах удаления воздушных пробок

Причины завоздушивания системы

Существует несколько достаточно распространённых причин, провоцирующих появление воздушной пробки внутри отопительных конструкций:

  • разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
  • неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
  • локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
  • в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
  • пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
  • неисправное состояние воздухозаборных элементов;
  • подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
  • всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
  • низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
  • восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем – наличие ошибок и погрешностей на этапе создания проектной документации или монтажа трубной разводки.

Варианты удаления воздуха с отопления

Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.

Читать еще:  Как проверить циркуляцию в системе отопления?

Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.

Кран Маевского

Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.

Правила выполнения работ:

  • установить краны;
  • открыть запорную арматуру на один оборот;
  • закрыть кран после появления воды.

Запорная арматура должна быть присоединена в верхней части радиатора, напротив входа горячего водоснабжения. Отверстие фасонной детали располагается по направлению от стены, с небольшим наклоном вниз. Относительно простой способ спуска воздуха с отопления.

Автоматические отводчики

Особенность автоматических воздушных клапанов заключается в разных видах исполнения: угловые, прямые и радиаторные. Удаление воздушной пробки осуществляется посредством наивысших точек в трубопроводной сети. Угловые и радиаторные конструкции монтируются в труднодоступных местах.

Сепараторы воздуха

Устройство отведения воздуха из трубопроводной сети используется в верхней части системы отопительного контура и обеспечивает сбор воды, обогащённой частицами воздуха. Весь растворённый воздух трансформируется в пузыри, после чего полностью и удаляется. Выбор модели зависит от конструктивных характеристик сети, температурного режима теплового носителя, расположения трубопровода и других технических параметров.

Многоступенчатая система

Комбинация нескольких видов устройств в одной схеме обеспечивает максимально эффективный спуск воздуха с отопительной системы.

Правила установки разных устройств:

  • запорная аппаратура Маевского – на радиаторных батареях;
  • автоматический воздухоотводчик – рядом с обогревательным оборудованием, в высшей точки системы отопления;
  • воздухоотводные устройства иного типа – на коллекторах.

Монтаж конкретных видов воздухоотводных изделий в разных установочных местах гарантирует минимальный риск образования скоплений пузырьков воздуха и пробок внутри трубных систем или радиаторных батарей.

Нагрев теплоносителя

Иногда, с целью удаления воздушной пробки с отопительной сети применяется естественный способ удаления избыточного количества воздуха довольно сильным прогревом среды. Температурный режим теплового носителя в этом случае повышается до 95-100 о С, что ускоряет его движение по трубопроводной конструкции и устраняет скопившиеся пробки. Вариант не отличается высокой эффективностью и используется в качестве экстренной меры.

Спуск воздуха с радиатора

На современных конструкциях обезвоздушивание производится через запорную арматуру игольчатого типа СТД-7073В. Старые батареи освобождают от пробки через обычную заглушку, посредством газового ключа, растворителя или преобразователя ржавчины, фум-ленты.

Поэтапное выполнение работ:

  • установить под батарейной секцией с заглушкой пустую ёмкость достаточного объёма;
  • обмотать ветошью часть радиатора вокруг заглушки для снижения напора воды;
  • обработать стыки радиатора и заглушки растворителем ржавчины (при необходимости);
  • осторожно открутить заглушку при помощи газового ключа.

В процессе проворачивания резьбы заглушки нужно прислушиваться к звуку выходящего воздуха. Из батареи при таком варианте спуска воздуха выливается примерно 4-5 л воды, после чего на место устанавливается заглушка, обмотанная сантехнической лентой. Целесообразно заменить стандартную заглушку автоматическим отводчиком или краном Маевского.

Спуск через расширительный бак

В домовладениях с индивидуальной системой отопления устанавливаются расширительные баки закрытого и открытого типа. В открытых конструкциях естественным способом опускается уровень воды или иного теплового носителя.

Долив системы целесообразно осуществлять через нижний вентиль радиатора, но допускается заливать теплоноситель непосредственно в бак. Запущенной системе нужно дать поработать несколько минут, что позволит вытолкнуть пробку. В противном случае применяется стандартный слив через радиатор.

Спуск воздуха с насоса

Если в отопительном контуре есть вмонтированный циркуляционный насос, то воздушная пробка, как правило, нарушает его функционирование. При установке насосного оборудования выше гребёнки, либо использовании только штатного агрегата (котла отопления), нужно ослабить винт, расположенный в центральной части крышки. В результате весь скопившийся воздух выйдет наружу. После стравливания воздуха циркуляционный насос нужно включить на 5-10 минут для прокачки трубопроводной сети.

Как спустить воздух в квартире

Сброс избыточного воздуха в системах отопления многоквартирных домов осуществляется по стандартной схеме.

При нижнем розливе:

  • запуск элеватора на сброс;
  • использование запорной арматуры;
  • перепускание стояка на сброс.

В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.

Признаки наличия воздуха в отоплении

Неправильное функционирование и снижение эффективности отопительной системы вследствие её завоздушивания сопровождается характерными признаками:

  • слишком шумным перемещением теплоносителя по трубам и радиаторам;
  • вибрацией конструкций, ослабеванием соединений и разрушением сварных швов;
  • нарушением циркуляции теплоносителя;
  • неравномерный прогрев батареи в разных частях;
  • ощутимым увеличением расхода используемых топливных ресурсов.

Скопившиеся внутри металлических конструкций воздушные массы провоцируют постепенные коррозийные изменения, что является причиной разрушения системы и её преждевременного выхода из строя. Нужно как можно скорее избавиться от воздушных пробок.

Профилактические меры

К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:

  • соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
  • установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
  • регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
  • спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
  • контроль работы водогрейного оборудования;
  • проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
  • контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
  • систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.

Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.

Как спустить воздух из батарей и труб отопления

Образование воздушной пробки в системе отопления характеризуется частичным остыванием радиаторов либо участков водяного теплого пола. Иногда в трубах и батареях слышится журчание, указывающее местонахождение скопившегося воздуха. Интересует 2 вопроса: как его удалить оттуда и не допустить подобных неприятностей в будущем. Предлагаем рассмотреть причины завоздушивания отопительных приборов в частных домах, а потом подскажем способы, как убрать воздушные пузыри из отопительной сети.

  • 1 Откуда берется воздух в системе
  • 2 Удаляем воздушную пробку без слива воды
  • 3 Заполняем систему правильно
  • 4 Заключение

Откуда берется воздух в системе

Практика показывает, что идеально изолировать сеть водяного отопления от внешней среды невозможно. Воздух различными путями проникает в теплоноситель и постепенно скапливается в определенных местах – верхних углах батарей, поворотах магистралей и высших точках. Кстати сказать, в последних должны устанавливаться автоматические спускные клапаны, изображенные на фото (воздухоотводчики).

Разновидности автоматических воздушников

Воздух попадает в систему отопления следующими путями:

  1. Вместе с водой. Не секрет, что большинство домовладельцев пополняют недостаток теплоносителя прямо из водопровода. А оттуда поступает вода, насыщенная растворенным кислородом.
  2. В результате химических реакций. Опять же, не обессоленная должным образом вода реагирует с металлом и алюминиевым сплавом радиаторов, отчего выделяется кислород.
  3. Трубопроводная сеть частного дома изначально спроектирована либо смонтирована с ошибками – нет уклонов и сделаны петли, обращенные кверху и не оборудованные автоматическими клапанами. Из подобных мест сложно выгнать воздушные скопления даже на этапе заправки теплоносителем.
  4. Малая толика кислорода проникает сквозь стенки пластиковых труб, невзирая на специальный слой (кислородный барьер).
  5. В результате ремонта с разборкой трубопроводной арматуры и частичным или полным спуском воды.
  6. При появлении микротрещин в резиновой мембране расширительного бака.

Когда в мембране возникают трещины, газ смешивается с водой

Примечание. К химическим реакциям склонна вода, взятая из колодцев и неглубоких скважин, поскольку насыщена активными солями магния и кальция.

Также нередко возникает ситуация, когда после длительного простоя в межсезонье давление в закрытой системе отопления снижается из-за попадания воздуха. Спустить его довольно просто: нужно добавить буквально пару литров воды. Подобный эффект случается и в системах открытого типа, если остановить котел и циркуляционный насос, выждать пару дней и снова запустить отопление. При остывании жидкость сжимается, давая воздуху возможность проникнуть в магистрали.

Что касается централизованных систем теплоснабжения многоквартирных домов, то в них воздух проникает исключительно вместе с теплоносителем либо в момент заполнения сети в начале сезона. Как с этим бороться – читайте ниже.

Пример из практики. Из открытой отопительной системы приходилось ежедневно выгонять воздушные пробки из-за напрочь забитого грязевика. Работающий насос создавал перед собой разрежение и таким образом втягивал кислород в трубопроводы через малейшие неплотности.

Удаляем воздушную пробку без слива воды

О том, как удалить воздух из системы отопления стандартными способами, вы наверняка знаете. Обнаружив непрогревающийся радиатор, нужно отверткой приоткрыть в нем кран Маевского и выпустить воздушный пузырь. Если установлены старые батареи, где такого вентиля нет, можно попробовать удаление другими способами:

  1. Так называемая прокачка трубопроводной сети применяется в квартирах многоэтажных домов при условии, что в радиатор заделан кран для сброса воды. Подсоедините к нему шланг, направленный в канализацию, откройте вентиль на максимум и выполняйте слив, пока движущийся с большой скоростью поток не увлечет за собой воздушную пробку.
  2. В частном доме советские стальные батареи можно развоздушить с помощью самонарезающего винта. Обмотайте его у основания ФУМ-лентой и завинтите шуруповертом в стенку отопительного прибора (поближе к верху). Затем выверните саморез на пару оборотов отверткой, выпустите воздух и затяните до упора. Летом врежьте в этом месте кран Маевского.
  3. Удаление воздуха из чугунных батарей дачного домика, не оборудованных воздушниками, можно выполнять двумя способами: полной перезаправкой системы либо наращиванием давления (до 2 Бар) с одновременным прогревом. Выкручивать боковые заглушки «на ходу» не рекомендуется, потом их будет сложно запаковать.
  4. Слабая циркуляция и теплоотдача могут быть следствием скопления воздуха в корпусе сетевого насоса. Отверните большой винт, установленный в торце агрегата, на пару оборотов. Когда из-под резинового кольца выступят капли воды, затяните его обратно.

Совет. Чтобы не сталкиваться с воздушными пробками во время эксплуатации, установите на все радиаторы краны для спуска воздуха. Если толщина металлической стенки не позволяет нарезать 3—4 витка резьбы, наварите сверху бобышку с отверстием требуемого диаметра. В чугунных «гармошках» вентиль заделывается в боковую стальную пробку.

Фокус с самонарезающим винтом также успешно применяется для неправильно спроектированных магистралей с обращенными кверху либо книзу петлями (например, для обхода дверей и других строительных конструкций). Как убрать воздушный пузырь в неблагополучном месте трубопровода путем закручивания самореза, смотрите на видео:

Рекомендация. Если вы постоянно стравливаете воздух из системы отопления через батареи и не находите причины завоздушивания, временно поставьте на отопительные приборы автоматические клапаны, пока не разберетесь, в чем дело (возможно, имеет место химическая реакция с выделением кислорода).

Заполняем систему правильно

Проще всего закачать воду или антифриз в трубопроводы, подключенные к открытому расширительному баку. Для этого необходимо открыть все вентили (кроме сливного) и, присоединив шланг к штуцеру подпитки, заполнить магистрали и радиаторы теплоносителем. В этом деле важно не торопиться и дать возможность воздуху самостоятельно покинуть систему через расширительную емкость.

Совет. После заполнения включите циркуляционный насос и котел, а потом прогрейте все отопительные приборы. Затем спустите с них остатки воздуха через краны Маевского. Не забудьте перед запуском развоздушить и насос, как описывалось выше.

Теперь о том, как спустить воздух из батарей и трубопроводов закрытой системы отопления частного дома. Предлагаемая методика, постоянно практикуемая нашим экспертом — сантехником Виталием Дашко, выполняется в следующем порядке:

  1. Откройте всю отсекающую арматуру основных контуров (кроме слива).
  2. Перекройте все радиаторные краны, исключая самые последние батареи на концах петель, чтобы через них шла циркуляция.
  3. Привлеките к работам помощника. Его задача – находиться в котельной и поддерживать давление в сети на уровне 1 Бар с помощью опрессовочного насоса либо через ветвь подпитки из водопровода.
  4. Открыв подачу воды, заполните основные магистрали, расширительный и котловой бак. Воздух должен сбрасываться через клапан группы безопасности и воздухоотводчик в наивысшей точке (при наличии).
  5. Подойдите к первому от котла радиатору и одновременно откройте оба крана (медленно). Спустите воздух через клапан Маевского и снова закройте вентили. Помощник в это время не позволяет давлению упасть ниже 1 Бар.
  6. Повторите операцию на всех батареях, после чего включите циркуляционный насос и запустите теплогенератор. Когда магистрали начнут прогреваться, поочередно откройте все радиаторные краны и повторно удалите остатки воздуха из них.

Важный момент. Перед тем как выдавить воздушные пробки из радиаторов, обязательно стравите воздух из циркуляционного насоса и включите его на 5—10 минут для прокачки трубопроводов.

После полного прогрева отопительных приборов давление в системе должно находиться в пределах 1.3—1.6 Бар. На этом процедура считается законченной. Если же в системе присутствуют теплые полы, то их надо заполнять в последнюю очередь, используя тот же алгоритм (на холодную!). То есть, накачав давление в основной магистрали, нужно поочередно открывать и закрывать напольные контуры, спуская воздух через клапаны коллектора, а потом производить прогрев и настройку расхода теплоносителя.

Замечание касательно монтажа автоматических воздухосбрасывающих клапанов. Такое устройство должно всегда стоять в группе безопасности котла, а второе, третье и так далее – лишь в том случае, когда магистрали проходят выше радиаторов. При нижней разводке в одноэтажном доме воздух скапливается в батареях, поскольку они стоят выше трубопроводов, и клапаны на них ставить необязательно.

Заключение

Сбросить воздух из радиаторов несложно, а вот выгнать его из всей системы отопления, включая теплые полы, – задача трудоемкая. Если в процессе заполнения греющих контуров вы допустите ошибку и появится блуждающая воздушная пробка, то ее устранение может занять до нескольких недель. Так что не торопитесь и делайте эту работу обстоятельно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector